Лет пять назад я наткнулся на сайт одноклассники.ру. Стало интересно, зарегистрировался, зашел. Оказалось, что там сидят четверо моих соучеников, которых я в школе терпеть не мог (а они – меня). Ну, собственно, эти пять лет я на сайт больше и не заходил. Еле-еле потом нашел пароль.
К чему я завел этот разговор? Вообще-то все просто – представьте себе, что, куда бы вы ни пришли, везде вас встречают с распростертыми объятьями, все вас понимают, любят, уважают… Что, думаете, такого быть не может? Может. И вот вам пример.
В 2001 году в свет вышла книга литературного критика Владимира Бондаренко. Владимир Бондаренко. Дети 1937 года. - М.: Изд-во ИТРК, 2001, 640 с.
Автор «…выводит на страницах своей книги целую галерею кратких жизнеописаний писателей, чьи даты рождения пришлись на 1937 и 1938 годы. Читатель встретит здесь имена таких непохожих друг на друга писателей, как Владимир Маканин, Валентин Распутин, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Владимир Высоцкий, Александр Проханов, Леонид Бородин, Венедикт Ерофеев и многие другие»
Бондаренко возвел это страшное время «в ранг источника "мощного пассионарного взрыва народной энергии". В результате чего, по его мнению, появились на свет, во-первых, сама советская нация, а во-вторых, "необычное количество талантливых людей", которому "передалась неосуществленная энергия погибших в 1937 году Николая Клюева, Павла Васильева, Осипа Мандельштама" и других известных писателей начала ХХ века».
Так ли это? Нет. А каков же тогда правильный ответ? Вот он:
С точки зрения теории жизненного ритма в однородном обществе властвует единый ритм. Сталин в результате террора предшествующих лет истребил крайности, создав именно что однородное общество с однородной идеологией. Разумеется, оставались люди с иной, несоветской идеологией, но они придерживали ее при себе. Соответственно, дети в этом обществе росли в единой обстановке, им прививалась единая идеология. Именно поэтому они понимали друг друга! Именно поэтому им в жизни было гораздо легче, они поддерживали и помогали друг другу. Именно поэтому талантливые люди их поколения смогли реализоваться.
Вообще талантливых людей в каждом поколении приблизительно одинаковое количество, что-то около десяти процентов. Но все дело в том, что неоднородность общества губит их на корню, выживают при этом немногие.
Простой пример – Пушкин, как известно, был непоседа. Попадись ему в Лицее учителя построже, не было бы никакого Пушкина. Родись он не дворянином – тоже самое. Сколько талантов таким образом загублено- просто не сосчитать.
Собственно, ждать в России какого-то чуда пока не приходится – люди не понимают друг друга. Причина тому - плюрализм в образовании, отсутствие единой идеологии в обществе. Не призываю расстреливать и ссылать несогласных, но считаю, что в обществе должно быть единство.