Душная аудитория университета, наполненная новоявленными первокурсниками, ничуть не уступает клетке с хищниками: десятки пар глаз внимательно следят за вошедшим, оценивают его. И не сомневайтесь, они сожрут слабого.
Не в прямом смысле, конечно. Но если эти очаровашки решат, что препод достаточно дружелюбный и мягкий, то мало не покажется. Бесконечная болтовня на занятиях, посторонние дела, прогулы, игнорирование заданий, панибратское отношение, хамство, требования хороших оценок. Одним словом то, к чему многие уже привыкли в школе.
Я сама проучилась 9 лет в обычном учреждении среднего образования, где на некоторых уроках творилось нечто невообразимое. Потом, правда, был престижный лицей, из которого можно было вылететь по щелчку пальцев, и мне уже не нужно было объяснять, что в вузе играют по другим правилам, нежели в школе. Для некоторых же это становится неприятным открытием, поэтому преподаватели обзавелись целым арсеналом средств, с помощью которых ставят нерадивых студентов на место.
Своих "фирменных" примочек у меня не так много, чаще всего я воспроизвожу то, что уже испытала на собственной шкуре в роли студентки. Начнём с невинных забав:
Вы ко мне обращаетесь?
Если мне не нравится тон, в котором студент пытается со мной общаться, то я его просто игнорирую. Продолжает в том же духе? Удивленно смотрю на него и интересуюсь, с кем он сейчас разговаривает. Наводящими вопросами вытрясаю из него аксиому "я - преподаватель, а вы - студенты", общение у нас деловое, так что подбирайте слова.
А как вы собираетесь зачёт/экзамен сдавать?
Наверное, самая популярная фраза, но вместе с тем и самая действенная. Можно задавать этот вопрос после любого косяка студента. Некоторых он не смущает, ведь после ЕГЭ им кажется и море по колено. Тут следует мило улыбнуться и уточнить, в курсе ли они, что зачёт принимать буду я. Лично. И вот этой рукой (можно помахать перед носом товарища) я могу поставить то, что посчитаю нужным. Знать этот дурацкий курс лучше меня (или кого-либо из моих коллег) практически нереально - я его каждый год по 10-15 раз читаю, найду способ завалить даже носителя языка, если задамся такой целью.
А как вы работать потом планируете?
Тоже достаточно невинная, но эффективная вещь. Толкаем студентам небольшой спич: "Допустим, вы получили диплом (или нет) и хотите устроиться на работу. Кому нужны лентяи и хамы? Правильно, никому. Так что потрудитесь заняться самовоспитанием, следите за своим языком и постарайтесь организовать своё время". Преподаватели профильных дисциплин могут еще и про некомпетентность добавить, но для меня это не особо актуально.
Высшее образование в нашей стране необязательно!
Моя любимая, даже отдельная статья с таким названием есть:) На любое нытьё отвечаем этой фразой - не пройдёт и месяца, а студенты уже забудут свои любимые присказки про не могу/не умею.
Дальше возьмем более радикальные методы воздействия на великовозрастных деток:
Студент никогда не выигрывает спор с преподавателем.
Суть метода в том, чтобы донести до студента простую мысль - он здесь никто. Один из тысяч таких же оболтусов, желающих получить корочку. Будет выделываться - корочки ему не видать. Про жалобы на преподавателя в вышестоящие инстанции мне даже слушать смешно: любой завкафедрой примет сторону своего сотрудника, а не какого-то там очередного претендента на высшее образование, который сегодня есть, а завтра его уже нет. Ректор такие бумажки даже не читает, секретари всё спускают в деканаты, где на ябеду может полюбоваться весь факультет.
Психологическая атака.
Это не просто приём, а стиль преподавания. Смотреть тяжёлым взглядом, цедить фразы сквозь зубы, всем своим видом показывать презрение к ничтожным юнцам, чтобы те даже не посмели что-то не так сделать или сказать. Или даже подумать. У таких преподавателей на занятиях иногда хочется умереть, лишь бы не видеть их больше. Я так не умею и учиться этому искусству не планирую.
Хардкор или запрещённые приёмы.
Сюда отнесём всё, что связано с непосредственным унижением личности и достоинства студента. Разумеется, мало кто решится в современном мире гаджетов открыто оскорблять человека, но залезть в душу и поковырять там - милое дело. На мой взгляд, самое противное, когда затрагивают тему семьи. Мол, тебя родители не научили себя нормально вести? Или, например, твои мама с папой на работу тоже через полчаса после начала рабочего дня приходят? Ой, погоди, как твоя фамилия? Ты же по блату был зачислен, сирота что ли? Ну тогда понятно... Такие вещи я даже комментировать не стану, для меня это неприемлемо, но некоторые не брезгуют и такими формами воздействия.
Прочитали? А теперь выдохните! Да, я пользуюсь этими мерзкими уловками, которые описала выше, но не всеми и не для всех. Шокотерапия применяется для студентов, которые ведут себя неадекватно и создают проблемы преподавателю, мешают учебному процессу. Кто-то из моих коллег делает так чаще, иногда им это приносит удовольствие, но я за них не в ответе. Чувствую, что будет много комментариев про то, что преподы совсем обалдели и сами они тут никто - вы не правы, если так думаете. Очереди из желающих работать в вузах (особенно таких, как мой) я не вижу, расторгать контракт с преподавателем из-за его конфликта со студентом никто и никогда не будет.
Спасибо, что заглянули. Я пишу для вас.