Найти в Дзене
Вадим Овсянкин ТВ

Последний старт Римантаса

#46KeminasRimas

Памяти советским гонщикам посвящается. Часть 1

27 Мая 1979 года, во время открытого чемпионата БССР и Литовской ССР по шоссейно-кольцевым автогонкам на гоночной трассе «Боровая», что под Минском, в заезде самого мощного класса Формула-3 в смертельную аварию попадает лидер гонки – литовский гонщик, Мастер спорта СССР Римантас Кесминас …

Сегодня, спустя ровно сорок лет от гоночной трассы “Боровая” мало что осталось, место аварии найти непросто, да и случай тот знают лишь немногие, о нём и тогда старались не упоминать. Мол, в Советском Союзе в мирное время не могут гибнуть люди, поэтому если сейчас набрать в любом поисковике Римантас Кесминас, все что вы найдёте - это скупые строчки о его трагической гибели, не более того.

-2

В течение нескольких лет, мы искали материалы о Римантасе и гонках тех лет (и огромное спасибо всем кто в этом помогал), для того, чтобы о нём не забыли. Итак, возвращаемся обратно, четыре десятилетия назад, сюда же на трассу “Боровая”.

В течение нескольких лет, мы искали материалы о Римантасе и гонках тех лет (и огромное спасибо всем кто в этом помогал), для того, чтобы о нём не забыли. Итак, возвращаемся обратно, четыре десятилетия назад, сюда же на трассу “Боровая”.

-3

Это был по-летнему тёплый и солнечный воскресный день. Погода радовала спортсменов. В проводимых соревнованиях принимали участия гонщики как из Белоруссии и Литвы, так из многих республик всего Советского Союза, так что борьба была напряжённой, и это зрелище собирало вокруг трассы десятки тысяч зрителей.

Риманстас выступал за команду Каунасского политехнического института, вот он на фото со своими товарищами, Слева направо Римантас Кесминас, в центре его тёзка Римантас Доминикайтис и следом высокий Сигитас Андрейка, а на колесе сидит Эдмунтас Славинскас.
Риманстас выступал за команду Каунасского политехнического института, вот он на фото со своими товарищами, Слева направо Римантас Кесминас, в центре его тёзка Римантас Доминикайтис и следом высокий Сигитас Андрейка, а на колесе сидит Эдмунтас Славинскас.
И вот ещё фотография, где команда СТК «Политехника» готовиться к 1-майской демонстрации. Гонщики не любили подобные мероприятия – приходилось ехать со скоростью пешехода, подпаливая дефицитное сцепление. Но, похоже, команде «Политехника» доставалось больше всех, они крепили к раме гоночной машины – портреты идейных вдохновителей коммунизма.
И вот ещё фотография, где команда СТК «Политехника» готовиться к 1-майской демонстрации. Гонщики не любили подобные мероприятия – приходилось ехать со скоростью пешехода, подпаливая дефицитное сцепление. Но, похоже, команде «Политехника» доставалось больше всех, они крепили к раме гоночной машины – портреты идейных вдохновителей коммунизма.
На газетном снимке колону возглавляет Римантас Кесминас на гоночной «Эстония-19» под номером 46.
На газетном снимке колону возглавляет Римантас Кесминас на гоночной «Эстония-19» под номером 46.
С куда большим энтузиазмом Римас ездил на родину октябрьской революции, вот он на этапе чемпионата СССР в 1977 году, на трассе «Невское кольцо», где он приехал третьим.
С куда большим энтузиазмом Римас ездил на родину октябрьской революции, вот он на этапе чемпионата СССР в 1977 году, на трассе «Невское кольцо», где он приехал третьим.

В 1977 году Кесминас установит новый рекорд по времени прохождения круга. На самой пилотажной трассе в СССР – «Бикерниеки», что в столице Латвии, в самом мощном и динамичном классе Формула-3, литовский гонщик Римантас Кесминас – самый быстрый в Советском Союзе.

-8

Его время прохождения круга 1 минута 33 секунды (ср. скорость 141.75 км/час) перекрыли только через два года, уже после гибели Римантаса. Надо сказать, что рижская трасса тогда была не менее опасна, чем другие. Бетонные отбойники располагались местами, в крутых поворотах, а в основном трек петлял между деревьями лесопарка и последствия вылета были не предсказуемы.

-9

А на этом снимке Римантас в борьбе за лидерство на этапе чемпионата СССР в Минске, на трассе «Боровая» в 1978 году. На фото хорошо видна машина Римантаса – «Эстония-19». В Формуле-3 использовался ВАЗовский мотор 1.6 литра, и доработанная коробка передач от «Запорожца» с пятью ступенями. Оснащенный горизонтальными карбюраторами форсированный двигатель выдавал где-то до 130 л.с., по тем временам. То есть, показатель удельной мощности машины Кесминаса был около 280 л.с., как нынче у новенького Porsche 911 Carrera S, для сравнения. В этом классе разрешалось использовать фирменные слики. Спортсмены их редко видели новыми, ибо достать даже бэушные тогда мог далеко не каждый.

В Минске Римас выиграл квалификацию, но проиграл старт. На фото Римантас догоняет лидера той гонки – чемпиона СССР, эстонcкого гонщика - Тойво Асмера, его машина под №4.
В Минске Римас выиграл квалификацию, но проиграл старт. На фото Римантас догоняет лидера той гонки – чемпиона СССР, эстонcкого гонщика - Тойво Асмера, его машина под №4.
-11

В этом повороте он уже обходит эстонца, затем обгоняет чемпиона СССР Гурама Дгебуадзе из солнечной Грузии под номером 16 и выигрывает минский этап первенства Советского Союза.

-12

Месяцем позже, здесь же на «Боровой» Римас показывает самое быстрое время в квалификации на традиционной всесоюзной гонке «Золотая осень».  Вот он первый на старте, виден только номер - 46.
Месяцем позже, здесь же на «Боровой» Римас показывает самое быстрое время в квалификации на традиционной всесоюзной гонке «Золотая осень». Вот он первый на старте, виден только номер - 46.
-14

Римантас быстро прогрессирует – если в сезоне 1976 года он был 17-м в чемпионате СССР в классе формула-3, то в сезоне 77- года – 11-й, а по итогам чемпионат Союза 1978 года он уже в пятёрке лучших. Не было сомнений в том, что на следующий год Римантас Кесминас настроен бороться за медали чемпионата.

-15

Гонка в Минске одна из первых в сезоне 79 года. Для Римантаса, это проверка на готовность перед очередным этапом Чемпионата СССР.

Сначала подиум разыграли между собой гонщики на легковых автомобилях, затем на старт вышли гоночные машины.

Стартовая решётка трассы «Боровая» сегодня, в память о былых днях остались судейская вышка – тогда её только начинали строить,
Стартовая решётка трассы «Боровая» сегодня, в память о былых днях остались судейская вышка – тогда её только начинали строить,
светофор,
светофор,
покрышки местами,
покрышки местами,
и остатки скамеек для зрителей.
и остатки скамеек для зрителей.
Сейчас, как-то сложно себе даже представить, но тогда, 40-лет назад, здесь на старте стояло более трёх десятков машин. И так было почти в каждом заезде.
Сейчас, как-то сложно себе даже представить, но тогда, 40-лет назад, здесь на старте стояло более трёх десятков машин. И так было почти в каждом заезде.
В первом  ряду – представители Литовской Республики: на поул-позишн Римантас Кесминас №46, на «Эстонии-19» уже в новой раскраске,  рядом товарищ по команды «Политехника» – Сигитас Андрейка (голова выше дуги) №40, третий Ромас Шускас из прекрасного литовского города Таураге, №47.
В первом ряду – представители Литовской Республики: на поул-позишн Римантас Кесминас №46, на «Эстонии-19» уже в новой раскраске, рядом товарищ по команды «Политехника» – Сигитас Андрейка (голова выше дуги) №40, третий Ромас Шускас из прекрасного литовского города Таураге, №47.

В книге, посвящённой истории автоспорта Литвы, и трассе «Нёманское кольцо», опубликована фотография Римантаса, перед стартом.

-22

Посмотрите какой целеустремлённый, сосредоточенный взгляд у Римантаса.

Да, на руках скромные водительские перчатки, на теле обычный костюмчик, спортивный, шерстяной, не под стать несгораемым комбинезонам пилотов формулы 1 тех лет, но желания быть первым у советских гонщиков было отнюдь не меньше, если не больше. Римантасу - 26 лет, довольно молодой возраст для таких результатов по меркам советского автоспорта того времени. ……Глядя на фото трудно поверить, что опубликованный в этой книге снимок Римантаса станет последним при жизни...

Продолжение следует.