Найти тему
Mor-Rioghain Nemhain

Любимое кино: Побег из Собибора

Оглавление

Escape from Sobibor, 1987

Реж.: Джек Голд

В ролях: Рутгер Хауэр, Алан Аркин, Джоанна Пакула

Критики, зрители и историки до сих пор бьются между собой в спорах о том, заслуживает ли признания вышедшая в прошлом году историческая драма «Собибор» Константина Хабенского. А у меня свое мнение. Предлагаю вспомнить ее «старшую сестру» 1987 года выпуска. 

-2

Сравнивать эти два фильма не имеет смысла. Историю, которая лежит в основе обеих картин, знают почти все: единственное удачное восстание заключенных в нацистском лагере смерти. Эта история так дорога русскому сердцу еще и потому, что во главе восстания стоял не кто иной, как наш, советский солдат – Александр Печерский. И хотя сам Печерский при жизни не раз говорил, что нельзя считать это только лишь его заслугой, ведь вместе с ним восстание организовывали поляки, евреи, украинцы и другие, все же факт есть факт: до его прибытия в Собибор вместе с группой советских военнопленных не было ни одной мало-мальски прилично организованной попытки побега, все они кончались провалом.

Как над самим историческим побегом, так и над фильмом об этом событии работала интернациональная команда – участие принимали американцы, англичане, югославы, поляки, голландцы, французы, русские и немцы. И очень греет душу то, что в отличии от современных высокобюджетных военных блокбастеров ни одна из участвующих сторон не пытается в этом фильме перетянуть одеяло на себя. 

-3

Бюджет у картины очень скромен, и тем сильнее удивляет мастерски проработанная атмосфера. Да, видно, что декорации выполнены не слишком детально, все действие происходит в минимуме локаций, а в сценах с диалогами оператор отдает предпочтение крупному плану актеров, но беременным, слабонервным и детям я смотреть эту картину не рекомендую: ощущение близкой смерти сядет вам на шею с первых же кадров, а со вторых – свесит с ваших плеч ноги.

Фильм тяжело идет не только из-за антуража лагеря смерти. Слишком хорошо сыграны персонажи: у каждого из них есть своя история, свой интересный характер и свои мотивы. К заключенным привязываешься почти сразу же, как первый поезд въезжает на территорию лагеря, но исторические фильмы тем и огорчают – финал-то известен, до конца картины доживут немногие. 

-4

Отдельное спасибо постановщикам картины за то, что на главную роль они пригласили не кого иного, как Рутгера Хауэра. К тому времени Хауэр уже прославился фильмами «Бегущий по лезвию», «Попутчик» и «Леди-ястреб», поэтому заполучить его в такой низкобюджетный проект казалось делом непростым. Однако тема фильма оказалась близка актеру, и предложенная роль крайне его заинтересовала. 

Удалось ли нидерландцу Хауэру воплотить на экране образ мужественного русского солдата, противостоящего нацистскому злу? Без сомнения, да. Перед нами настоящий советский воин без страха и упрека, с железной волей и кристально чистыми моральными принципами. Печерский не поддается страху, расчетлив и рассудителен и не позволяет себе никакой низости. Отчетливо это видно в сцене объяснения с влюбленной в него пленницей. Да, девушка хороша, и как же хочется поддаться страстному порыву, особенно перед возможной смертью! Но дома Александра ждет супруга, и он никогда не допустит измены – ни жене, ни Родине. 

-5

Некоторые отечественные критики, конечно, отмечают, что образ Печерского выглядит чуть-чуть клишированным. К примеру, в моменте, когда его герой отказывается подчиниться приказу нациста, между ними возникает напряжение, камера крупным планом показывает холодное и непреклонное лицо Печерского, и тут же – вспотевшую физиономию жирного эсэсовца, не выдержавшего дуэли взглядов и «как бы» испугавшегося. С точки зрения профессионалов режиссерского дела – да, может, и клише. С точки зрения зрителя – восторг, вот таким и был наш герой Печерский: нацисты боялись одного лишь его взгляда. А разве другой человек смог бы организовать тот побег? 

-6