41
Чтоб угодить судьбе, глушить полезно ропот.
Чтоб людям угодить, полезен льстивый шёпот.
Пытался часто я лукавить и хитрить,
Но всякий раз судьба мой посрамляла опыт.
________
Ты и сейчас, мой друг, лукавишь и хитришь,
А значит никому опять не угодишь.
Твоё лекарство лишь — в строжайшем послушанье
И людям и судьбе, которых ты винишь.
42
О, чадо четырёх стихий, внемли ты вести
Из мира тайного, незнающего лести !
Ты — зверь и человек, злой дух и ангел ты;
Всё, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.
________
Открыл америку, великий пионер,
Пророк Земли, оракул Тайных Сфер !
Ты лучше бы сказал, кáк зверя в человеке
И духа злобного смирить до нужных мер.
43
Прославься в городе — возбудишь озлобленье,
А домоседом стань — возбудишь подозренье,
Не лучше ли тебе, хотя б ты Хызром был,
Ни с кем не знаться, жить всегда в уединенье ?
________
В уединенье жить прекраснее всего.
Но мучает вопрос: «А жить-то для чего ?»
Уединение — не цель ведь, а лишь средство, —
Используй же для блага всех его.
*
Не в многолюдье лучше жить и не в уединении,
А в послушании Отцу и в вечном всетерпении.
Лишь в этом храме находясь, избегнешь озлобления,
Лишь в этой хижине ютясь, рассеешь подозрения.
44
В молитве и посте я, мнилось мне, нашёл
Путь к избавлению от всех грехов и зол;
Но как-то невзначай забыл про омовенье,
Глоток вина хлебнул — и прахом пост пошёл.
________
Винишь, чуть что, бедняг-ханжей во лжи и лицемерье,
А сам в покой души своей такою ж входишь дверью.
Молитва, брат мой — не обряд, а пост — не корчи в келье,
И плод их пуст, коль ты как трус подвержен маловерью.
*
В какой такой мольбе обрёл ты для души спасение ?
Каким таким постом постясь дошёл до воскресения ?
Коль ты в молитве не просил любви — тщетна молитва;
Коль ты, постясь, неправдой жил, твой пост — пустая битва.
45
Молитвы побоку ! Избрав благую часть,
В беспутство прежнее решил я снова впасть
И, шею вытянув, как горлышко сосуда,
К сосудам кабака присасываюсь всласть.
________
Обряды побоку, в обрядах жизни нету !
Пусть гиблая к вину тебя покинет страсть,
Спеши бродить, бежать, ползти по белу свету,
Чтобы к груди Любви Божественной припасть.
*
Молитва истинная — не обряд в мечети,
В молитве истинной мы слёзы льём, как дети,
Молитвой истинной к себе Отца склоняем,
Без истинной молитвы умираем.
46
Мы пьём не потому, что тянемся к веселью,
И не разнузданность себе мы ставим целью.
Мы от самих себя хотим на миг уйти
И только потому к хмельному склонны зелью.
________
Не ври, что лишь ”на миг” ты ищешь забытья,
Не добавляй к глоткý ещё бочан вранья:
Ты пьян без роздыху и дом твой в запустенье,
А ты отсутствуешь, ”ушедший от себя”.
*
Себя покинуть — значит бросить дом.
А ведь учти, мой друг, что только в нём
Мы можем Бога встретить в нужный час,
Который до Себя поднимет нас.
*
Ты представляешь, чтó за миг, порой, случиться может ?
Такое, что потом самих нас Совесть волком сгложет.
На то нам трезвость — господин, чтоб, бодрствуя годами,
Не потерять за миг один накопленное нами.
47
Усами я мету кабацкий пол давно,
Душа моя глуха к добру и злу равно.
Обрушься мир, — во сне хмельном пробормочу я:
«Скатилось, кажется, ячменное зерно».
________
Чтó хочешь ты сказать, мой дорогой, всем этим ?
Что вам на всё плевать, а мы за всё ответим,
Что мир для вас — зерно у курицы в зобу,
А я, дурак, велю о нём молиться детям ?
*
Ты был когда-то жив, если сегодня мёртв.
Наверное стоял, коль нынче распростёрт.
А если б мать твоя по лестнице скатилась,
Ты и тогда бы оставался твёрд ?
*
Согласен: этот мир — пылинка в Мирозданье.
Но пылью называть живой души страданье
Не может тот, кто сам хоть час страдал,
Не прибегая к зелью и гулянью.
48
Сей мир, в котором ты живёшь, — мираж, не боле,
Так стоит ли роптать и жаждать лучшей доли ?
С мученьем примирись и с роком не воюй:
Начертанное им стереть мы в силах, что ли ?
________
Да, этот мир — мираж. Но твой поступок — явь.
Поэтому шаги скорей к добру направь.
Пусть не получится утешить всех несчастных —
Не достижение, а рвение прославь.
49
Ты всё пытаешься проникнуть в тайны света,
В загадку бытия… К чему, мой друг, всё это ?
Ночей и дней часы беспечно проводи,
Ведь всё устроено без твоего совета.
________
Та́к ты напутствуешь зелёного юнца:
Дорóги не начав, пассивно ждать конца ?
А ну войди в твой сад и молви винограду:
«Зачем тебе расти ? Чтоб выпил я винца ?»
*
Ты, смертно одинок, валяешься в гробу,
И сердца нет в груди, лишь ум торчит во лбу.
Но скучно и тебе, несчастному бедняге,
И потому другим калечишь ты судьбу.
*
Бог сóздал этот мир без твоего совета,
И ты обижен ? Чтó ж, давай обсудим это:
Ты спрóсишь муравья о том, кáк строить дом,
Тем более о том, кáк строить всю Планету ?
*
Не думай, дорогóй, что твой ребячий ум —
Способен быть сосудом Божьих Дум.
Песчинке не дано проникнуть в волю ветра,
Что думает о благе Кара-Кум.
50
Доколе будешь нас корить, ханжа ты скверный,
За то, что к кабаку горим любовью верной ?
Нас радует вино и милая, а ты
Опутан чётками и ложью лицемерной.
________
Не ври, что к кабаку горишь ты страстью верной,
В тебе, как и в ханже, предательская скверна:
И милой и вину ты изменял не раз:
Молился, например, и, чай, не лицемерно ?
51
Поменьше размышляй о зле судьбины нашей,
С утра до вечера не расставайся с чашей,
К запретной дочери лозы присядь, — она
Своей дозволенной родительницы краше.
________
Поменьше размышляй о ”злой своей судьбине”,
Почаще вспоминай о внутренней скотине,
Которую хитрó скрываешь ты в себе,
Как джина страшного — в раскрашенном кувшине.
52
Охотно платим мы за всякое вино,
А мир ? Цена ему — ячменное зерно.
”Окончив жизнь, кудá уйдём ?” — Вина налей мне
И можешь уходить — кудá, мне всё равно.
________
Пока твои мозги плывут в хмельном тумане,
Ты можешь мирно гнить в твоём самообмане.
Но жизнь придёт к концу и кончится вино,
Тогда не всё равно, в чём будет оправданье.
*
Коль цéну миру ты так твёрдо назначаешь,
То самому себе тем паче цену знаешь:
Коль миру — грош цена, а ты — его частица,
То сколько стóишь ты — ты живо сосчитаешь ?
53
С друзьями радуйся, пока ты юн, весне:
В кувшине ничего не оставляй на дне !
Ведь был же этот мир водой когда-то залит,
Так почему бы нам не утонуть в вине ?
________
Хоть образы складны, да сам ты, брат, не складен:
Острячеством своим питаешь только гадин,
Которые лишь жрут, и пьют, и сладко спят
На тех, на ком ни ран не сосчитать, ни ссадин.
*
Ребёнком будучи, порадуйся весне.
Но помни — жизнь идёт и дряхлость не в цене.
Так потрудись же в юности, мой милый,
Чтоб в старости не гнить на грязном дне.
54
Отречься от вина ? Да это всё равно,
Что жизнь свою отдать ! Чéм возместишь вино ?
Могу ль я сделаться приверженцем Ислама,
Когда им высшее из благ запрещено ?
________
«Чéм возместить вино ?» — Вóт это есть вопрос !..
К ответу на какой ещё ты не дорос.
А ведь на свете есть То, Чтó вина дороже,
Но лицезреть Чегó нельзя без детских слёз.
*
Да, ростом небольшим снабдил тебя Аллах,
Коль для тебя вино — наивысшее из благ.
Но если бренное мы почитаем высшим,
То нас наивысший ожидает крах.
*
Чéм лужу возместить ? Источником, конечно.
Восполнить тленность чéм ? Известно: тем, что вечно.
Чéм сердцу жить во тьме, коль не любить себя ?
Любить других, других — безмерно, бесконечно.
55
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой, —
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.
________
Когда б поистине горел ты страстью к милой,
Ты чрево бы её твоей наполнил силой,
Чтоб жизни вечный смысл почуяла она,
А не бездетною стояла пред могилой.
*
Без радостей любви Бог душу не оставит.
Но ктó шаги твои к плодам любви направит ?
Без детских нежных лиц, без чистых глаз и губок
Со всем твоим умом ты — лишь сухой обрубок.
*
На радости любви привыкли все кидаться,
Но к горестям любви немногие стремятся.
За радости, мой брат, нас Стыд потом терзает,
Но тех, кто вынес ад, Сам Бог в конце встречает.
56
Скажи, за чтó меня преследуешь, о Небо ?
Будь камни у Тебя, Ты все их слало мне бы.
Чтоб воду получить, я должен спину гнуть,
Бродяжить должен я из-за краюхи хлеба.
________
То знаешь ты всё то, что люди и не знают,
А то не знаешь вдруг, за чтó тебя карают.
Помыкайся, мой друг: полезно для тебя
И спину чаще гнуть, и жить, где голодают.
*
Знай, драгоценный мой, что Небо благо шлёт
Не тем, кто в кабаках вино, пируя, пьёт,
А тем, кто всей душой Отцу души послушен
И немощным себя без страха отдаёт.
57
Тому, на чьём столе надтреснутый кувшин
Со свежею водой и только хлеб один,
Увы, приходится пред тем, кто ниже, гнуться
Иль называть того, кто равен, «господин».
________
Уж лучше, милый мой, почёт отдать тому,
Кто и скверней тебя и ниже по уму,
Чем своевременно не поклониться
Душе, что нашу просвещает тьму.
*
Не хочешь унижаться пред людьми ?
Тогда простую истину пойми:
Служи и рабствуй не рабам и слугам,
А Господину правды и любви.
*
Душа пусть упражняется в поклонах
Тому, кто вовсе недостоин оных:
Привыкнув быть покорной, мягкой, гибкой,
Она достигнет Мира Просветлённых.
58
О, если б каждый день иметь краюху хлеба,
Над головою кров и скромный угол, где бы
Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть !
Тогда благословить за счастье можно б Небо.
________
Удобно ты, гляди, устроился в мечтах !
Но так привольно жить тебе не даст Аллах:
Владеть самим собой, по меньшей мере, нужно
И лучше быть всегда у Совести в рабах.
*
Три типа дýрней в простоте живут под небесами:
Владыки, их рабы и те, кто жить желают сами.
У каждого из них свой путь, свои мечты о счастье
И все они втроём несут лишь беды и несчастья.
59
На чьём столе вино, и сладости, и плов ?
Сырого неуча. Да, рок — увы — таков !
Турецкие глаза красивейшие в мире —
Находим у кого ? Обычно у рабов.
________
Глаза несчастного раба твой слабый дух прельщают ?
До рвоты сытая судьба твой разум обольщает ?
Так в чём же дело ? Поспеши, нам выбор дан — свобода:
Сменить все благости души на радости урода !
60
Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов !
Они — рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.
________
Что ж, каждый ползает пред тем, в руках кого
Находится предмет, желанный для него.
Ты, например, готов, чтобы вином упиться,
Унизиться пред тем, кто даст тебе его.