Музыка всегда являлась неотъемлемой частью любого фильма. Мы знаем множество фильмов, для которых был написан чудесный саундтрек, неповторимо передающий атмосферу происходящего, и справедливо отмеченный различными наградами.
Однако часто для фильмов не создается отдельной партитуры. Вместо этого режиссер предпочитает подобрать музыкальное сопровождение из популярных музыкальных произведений. У некоторых это получается довольно посредственно, но есть мастера с таким превосходным музыкальным вкусом, что саундтрек фильма становится не просто фоном для происходящего на экране, а полноправным участником сюжета.
Ларс фон Триер
Работы Ларса фон Триера всегда вызывали неоднозначную реакцию публики, разделяя мнения и провоцируя бурные споры. Однако тот факт, что музыкальное сопровождение всех его творений – на высоте, оспорить очень трудно.
Фильм «Танцующая в темноте» был создан почти 20 лет назад, но о нем продолжают говорить и сегодня, благодаря плодотворному сотрудничеству фон Триера и певицы Бьорк, которая после окончания съемок поклялась никогда больше не сниматься в кино. Как бы то ни было, но саундтрек фильма, написанный самой Бьорк, фон Триером и поэтом Сьоном Сигурдссоном, довольно уникален и отличается совмещением классических музыкальных аранжировок и повседневных бытовых звуков, а песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар» как «Лучшая песня».
Уэс Андерсон
Уэс Андерсон любим зрителем за свой особый стиль. Конечно, принято считать, что фирменная фишка Андерсона – это визуальный ряд, но знатоки отмечают и музыкальные подборки, сопровождающие его фильмы. Андерсон любит использовать в фильмах популярную музыку 60-70-х годов, и после очередной премьеры интерес меломанов к забытым хитам разгорается вновь.
В картине «Водная жизнь» 2004 года главным источником вдохновения стал Дэвид Боуи с композициями «Life on Mars» и «Queen Bitch». В своем дебютном фильме «Бутылочная ракета» Андерсон использовал песню группы Rolling Stones «2000 Man», а в фильме «Семейка Тененбаум» мы можем услышать инструментальный кавер песни «Hey Jude», исполненный The Mutato Muzika Orchestra . Как мы видим, Уэс Андерсон - явный поклонник классической рок-музыки.
Вонг Кар-Вай
Вонг Кар-Вай – довольно эксцентричный режиссер, никогда не прибегающий в своих постановках к сценарию, и полагающийся только на настроение и импровизацию. Его фильмы даже сравнивают с музыкальными клипами из-за музыки, которая диктует не только ритм и течение сюжета, но и раскрывает настроение всей картины в целом.
Один из прекрасных примеров – романтический фильм «Любовное настроение» 2000 года. «Yumeji’s Theme» композитора Shigeru Umebayashi начинает звучать каждый раз, когда по сюжету фильма пара вновь встречается, но режиссер не дает нам дослушать ее. И только в конце фильма композиция звучит полностью, а ее скорбная кульминация символизирует трагическую судьбу пары.
Андрей Тарковский
Тарковский признан одним из величайших режиссеров в истории кино. Своими нетрадиционным подходом к структуре и тематике кино он создал новый язык в искусстве кинопроизводства. В то время, как одни режиссеры ставят музыкальное сопровождение чуть ли не во главу угла, Тарковский, напротив, всегда считал, что подход к музыке должен быть минималистским. Музыка, по его мнению, должна отражать реальность, нести скорее метафорическую нагрузку, чем декоративную, и потому использоваться она должна строго в меру.
Для создания музыки к своим фильмам «Зеркало», «Сталкер» и «Солярис» Тарковский тесно сотрудничал с композитором Эдуардом Артемьевым, который лучше всех понимал замысел режиссера. Вот почему эти кинокартины сопровождает неповторимый звук, который раскрывает внутренний мир человека на экране в точности так, как желал показать это создатель фильма.
Несмотря на то, что эта музыка создавалась специально, и, казалось бы, Тарковский немного выпадает из общего списка, все же следует отметить, что многие композиции впоследствии неоднократно использовались другими музыкантами и стали весьма популярны. К примеру, композиция «Resurrection» дуэта PPK в 2001 году занимала 3 место в британских чартах, чего пока не смогла добиться никакая другая группа из России.
Эдгар Райт
Музыкальные предпочтения Райта всегда отличали его фильмы от других. Музыкальные моменты всегда занимают в его творениях довольно приличный хронометраж, что делает некоторые моменты только выигрышнее.
В фильме «Скотт Пилигрим против всех» музыку можно даже назвать отдельным действующим лицом. Для каждой из вымышленных групп в фильме реальные музыкальные коллективы даже придумали и записали собственные уникальные композиции. А чтобы получить разрешение на использование саундтрека из серии видеоигр «The Legend of Zelda», Райт написал правообладателям личное письмо, в котором назвал эту музыку «колыбелью целого поколения».
Джим Джармуш
Джим Джармуш – сам музыкант, поэтому неудивительно, что он очень внимательно относится к выбору музыки для своих картин. Он работает только с теми продюсерами, которые могут без лишних слов предоставить ему денежную сумму, необходимую для съемок, и никогда не позволяет посторонним диктовать ему, какие песни следует подбирать. Благодаря такому подходу каждая картина Джармуша имеет свой собственный колорит и оставляет после себя довольно оригинальное «послевкусие».
Например, центральной фигурой фильма «Таинственный поезд», несмотря на формальное отсутствие, стал Элвис Пресли. Элвис незримо сопровождает героев до самого конца. О нем говорят почти все персонажи, его портрет висит в каждой сцене, а главная героиня, рассматривая фотографии Мадонны, Будды и статуи Свободы, ухитряется находить в каждом из них черты Элвиса. Ну а начинается фильм, конечно же, с одноименной песни.
Квентин Тарантино
Не секрет, что Тарантино – большой меломан. Благодаря его уникальному вкусу и огромной коллекции аудиозаписей, большинство моментов из его фильмов стали по-настоящему узнаваемыми. Удивителен способ, которым, по словам самого Тарантино, режиссер пользуется при выборе музыки. Он утверждает, что когда у него в голове появляется какая-то новая идея, он просто начинает прослушивать все свои записи подряд, пока музыка в его плеере не начнет сочетаться с картинкой в его воображении.
Огромный поклонник Эннио Морриконе, Тарантино несколько раз пытался уговорить того на совместную работу. Выдающийся композитор несколько раз отказывался по разным причинам: то не устраивали сроки работы, то мешала занятость в других проектах, однако, в конце концов, за работу над фильмом «Омерзительная восьмерка» Морриконе получил свой второй «Оскар». Но задолго до этого Тарантино уже успел вволю использовать старые композиции Морриконе. С эффектом мы знакомы сами.