Найти тему
Эссе Рахманов Ерлан

Внутренний выбор человека между амбициями и интересами

«Природные свойства быстрее всего утрачиваются в большом городе, имеющий обыкновение обламывать и обминать все, что в него входит, и придавать ему форму своих углов».

Цитата из рассказа О.Генри «Квадратура круга»

В данное время страны СНГ проходят путь становления капиталистического строя и этот процесс идёт достаточно остро, конфликтно, так как меняются основы образа жизни у большинства населения, в частности ценности, особенности поведения людей. Ситуация углубляется тем, что отсутствует идеология страны, соответствующая новому образу жизни, основанной на рыночной экономике. Как пример сопротивления старого уклада жизни с новой жизнью можно отметить возникновение в крупных городах современной России различных молодежных общественных движений, которые объединяют молодых людей с отсталыми, реакционными взглядами на жизнь. Одним из таких общественных движений является СтопХам, так в одном из роликов СтопХама молодые активисты вступают в конфликт с представителем администрации клуба Soho Rooms, который говорит следующее: «Вы выглядите как стадо, которое пригнали! Я налоги плачу и зарплату несколько сотням людей выплачиваю! А вы что сделали?». Примечательно что вначале этого ролика идут сцены того как клиенты клуба развлекаются и затем показывают дорогие машины клиентов, тем самым авторы ролика как бы заручаются поддержкой в свою пользу тех зрителей, которые настроены против социального расслоения и ненавидят богатых граждан своей страны. Интересно что во многих роликах СтопХам акцентируют внимание зрителя на положительную реакцию окружающих, которые часто восклицают: «Какие же Вы молодцы!», но эти слова резко контрастируют со словами запуганных водителей нарушителей: «Шёл бы ты сынок лучше учиться, работать!». Всё это напоминает кадры из фильма «Кабаре», режиссера Боб Фосса, где действия фильма разворачиваются на фоне нарастания влияния нацизма в Веймарской республике и в конечном итоге молодые люди в коричневой униформе со свастикой диктуют правила поведения для большинства. Несмотря на то что молодые люди из СтопХам поразительно похожи по мимике на юношу из гитлерюгенда, который в фильме «Кабаре» поет песню «Будущее принадлежит нам», а клуб Soho Rooms смахивает на кабаре из фильма, будем надеяться, что Россия не повторит судьбу нацисткой Германии.

Наблюдая за всеми этими процессами стал возникать вопрос: По какому критерию можно разделить эти две противоположные стороны, а если быть точнее, что же лежит в основе поведения общественных активистов и людей дела?

При изучении этого вопроса, пожалуй, нужно изначально опираться на теорию «Зеркального Я» Чарльза Хортона Кули, согласно которой на формирование личности сильнейшее влияние оказывает оценка окружающих на поведение личности и выбор человека зависит от одобрения большинства. В традиционных обществах влияние общественного мнения на отдельно взятого человека громадно, так как экономически индивид зависим от общества, и его физиологическое выживание будет находится под угрозой, если он пойдет против мнения большинства. Соответственно мир, к которому человек адаптируется с детства это мир человеческих оценок окружающих его людей и его самооценка напрямую зависит от мнения общества. Получается, что в традиционном обществе человек стремиться сформировать у окружающих его людей высокой мнение об его персоне, что зачастую сопровождается с ревнивым отношением к своей репутации, к мнению о себе у окружающих. В конечном итоге это стремление заслужить положительную оценку окружающих приводит к тому, что человек начинает руководствоваться амбициями.

В поведении многих граждан СНГ можно наблюдать стремление заслужить одобрение окружающих даже в ущерб своим личным интересам. Можно вспомнить момент из старого советского фильма «Илья Муромец» 1956г. режиссер Александр Птушко, где супруга Илья Муромца Василиса хочет убить своего сына Сокольничка, которого воспитал Калин-царь для борьбы с Киевом, со словами: «Дайте в руки мне то копье острое, я вонжу его в грудь Сокольничку и не будет на Руси худой славы о нём». В этом фильме мать хочет убить сына ради Родины, советская идеология всячески старалась привить приоритетность служению государства не только над личными делами граждан, но и даже над такими базовыми инстинктами как материнский и инстинкт самосохранения, можно еще вспомнить Павлика Морозова, который «стучал» на своего отца.

В современном обществе, основанном на рыночной экономике и правовой системы, которая в качестве приоритета ставит защиту прав человека и частной собственности, люди стремятся к свободе. Свобода рассматривается как результат реализации всех свобод и прав человека, включающих личные права, социально экономических и политических прав. Соответственно одной из главных ценностей в современном обществе выступает независимость, самостоятельность человека, который живет исходя из своих личных потребностей, то есть интересов.

Можно резюмировать что общественные активисты руководствуются амбициями, стараясь в результате получить высокую оценку со стороны общества, а граждане новой, еще только по сути формирующейся в СНГ гражданского общества ориентируются на свои личные интересы.

В ближайшие десятилетия мы будем часто наблюдать эти конфликты между людьми разных миров, когда в ответ на вопрос гражданина новой формации: «Скажи мне, объясни мне зачем тебе это нужно, тебе лично что за радость?», общественные активисты будут повторять слова Саввы Игнатьевича из кинофильма «Покровские ворота»: «Живут не для радости, а для совести».