Да здесь, конечно, нет великолепного синего булыжника из "Титаника", умопомрачительно стильной броши сойки-пересмешницы и даже помолвочного кольца-пуговицы Беллы Кален. Это наш "суровый" список украшений, задействованных в советском кинематографе.
1. Возглавляет чарт - гранатовый браслет и одноименный фильм 1964 по повести Куприна.
Не вдаваясь в подробности хрестоматийного сюжета, хотелось бы отметить подчеркнуто строгий дизайн этого изделия. Хотя в повести браслет был окрещен "чудовищной поповской вещицей" в фильме нам демонстрируется ну предельно лаконичный для кино эпохи Оттепели аксессуар.
По всей видимости и режиссеру, и художнику фильма было важно подчеркнуть красоту и безыскусность трагичной любви простого почтмейстера. Именно поэтому в фильме мы видим не пошлую купеческую безделушку, а подлинно изящное и строгое изделие. Повторяю, насколько это было возможно для экранизации произведения начала XX века.
2.Подвески королевы Анны в экранизации "Д'артаньян и три мушкетера" 1979. Еще одно "роковое" украшение, вошедшее в историю мировой литературы. Опять же "дар любви", точнее даже передаренный подарок короля Луи жене, а от нее герцогу Бекингему.
И надо сказать, то что мы видим на Алисе Фрейндлих абсолютно не соответствует тому, что в XVII веке гордо именовалось "подвесками". Скорее это алмазные запонки, прикрепленные к банту, и такие камушки весьма затруднительно было бы взять и срезать. Поэтому можно лишь аплодировать Миледи Золотой Ручке (хотя она и целиком с лентой подвески стащила). Статья о недостоверных костюмах и деталях вот тут.
Но тем не менее. Смотрится очень эффектно. А триумфальный выход королевы-победительницы - одна из самых ярких и запоминающихся сцен советского кинематографа, в принципе.
3.Брошь Мерлина в фильме "31 июня" 1978 года - это уже не просто украшение, а магический судьбоносный артефакт. Изделие проходит через весь фильм, перемещаясь с наряда Мелисенты к Сэму. В финале мы увидим эту вещицу на груди волшебника Мальгрима.
Если приглядеться к броши с более близкого ракурса, то становится заметна очень тонкая, чересчур филигранная работа, которая вряд ли была бы технически возможна для конца XII века.
Но. Брошь ведь волшебная, и учитывая с какой легкостью герои перемещаются во времени, сильно вязаться не будем.
По сути роль артефакта в мюзикле исполняет качественная советская бижутерия. Думаю, у многих читательниц сохранились такие вот премилые и довольно изысканные безделушки 70-80-х. Тогда были очень популярны такие вот изящные затейливые брошки "под драгоценность". Повторяю, очень качественные, из легких сплавов и стразов.
4. Брошь-браслет миссис Чивли в картине "Идеальный муж".
Точнее украшение, которое по сюжету миссис Чивли стащила у родственницы лорда Горинга. Герой опознает эту драгоценность и с ее помощью шантажирует уже саму авантюристку.
Не нашла ни одного качественного фото этого украшения, лишь несколько не вполне удачных кадров, где брошка прикреплена к платью Гурченко. Но как мы видим изделие соответствует описанию в пьесе Уайлда: бриллиантовая змейка с рубиновой головкой.
Похоже, что это очередное произведение искусной советской или чешской бижутерии, но вполне достоверное.
Украшения в виде змей были популярны практически во все эпохи, а в период Модерна особо любимы. В фильме и пьесе брошь играет по двойному назначению: с одной стороны, аксессуар подчеркивает двуличную "змеиную" сущность отрицательного персонажа, а с другой - его же и разоблачает. Оскар Уайлд всегда мастерски пользовался явной и скрытой символикой вещей и понятий.
5. Брошь-фиалка Анастасии Ягужинской из "Гардемарин".
И снова бижутерия. Изысканной брошке предлагается выступить посланником любви. Ее Анастасия дарит на прощание Белову, полагая, что расстается с ним навсегда. По ней же Ягужинская обретает союзника в лице Софьи и узнает, что Александр жив.
Даже как-то неинтересно копаться в исторической аутентичности этого украшения. Хотя на просторах Инета нашлось немало подобных этой брошке реплик, датируемых примерно 70-80-ми годами XX века. Но все же, все же такие вот букетики действительно были популярны с середины XVII века, в моду броши как таковые ввела знаменитая мыслительница, мемуаристка и модница мадам Севиньи.
Это был перечень наиболее значимых украшений советского кино и сыгравших важную роль в сюжетных перипетиях. Об эффектных и заметных аксессуарах в отечественных фильмах обязательно будет один из следующих материалов.
Листайте ленту канала, ставьте лайки и, конечно, подписывайтесь на "В некотором царстве..."!