Найти тему

5 украшений, "исполнивших" роль в советском кино

Да здесь, конечно, нет великолепного синего булыжника из "Титаника", умопомрачительно стильной броши сойки-пересмешницы и даже помолвочного кольца-пуговицы Беллы Кален. Это наш "суровый" список украшений, задействованных в советском кинематографе.

1. Возглавляет чарт - гранатовый браслет и одноименный фильм 1964 по повести Куприна.

"...не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов..."
"...не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов..."

Не вдаваясь в подробности хрестоматийного сюжета, хотелось бы отметить подчеркнуто строгий дизайн этого изделия. Хотя в повести браслет был окрещен "чудовищной поповской вещицей" в фильме нам демонстрируется ну предельно лаконичный для кино эпохи Оттепели аксессуар.

По всей видимости и режиссеру, и художнику фильма было важно подчеркнуть красоту и безыскусность трагичной любви простого почтмейстера. Именно поэтому в фильме мы видим не пошлую купеческую безделушку, а подлинно изящное и строгое изделие. Повторяю, насколько это было возможно для экранизации произведения начала XX века.

2.Подвески королевы Анны в экранизации "Д'артаньян и три мушкетера" 1979. Еще одно "роковое" украшение, вошедшее в историю мировой литературы. Опять же "дар любви", точнее даже передаренный подарок короля Луи жене, а от нее герцогу Бекингему.

Кстати, эту неточность в изображении подвесков допустили и многие американские режиссеры, экранизовавшие этот роман А. Дюма.
Кстати, эту неточность в изображении подвесков допустили и многие американские режиссеры, экранизовавшие этот роман А. Дюма.

И надо сказать, то что мы видим на Алисе Фрейндлих абсолютно не соответствует тому, что в XVII веке гордо именовалось "подвесками". Скорее это алмазные запонки, прикрепленные к банту, и такие камушки весьма затруднительно было бы взять и срезать. Поэтому можно лишь аплодировать Миледи Золотой Ручке (хотя она и целиком с лентой подвески стащила). Статья о недостоверных костюмах и деталях вот тут.

Но тем не менее. Смотрится очень эффектно. А триумфальный выход королевы-победительницы - одна из самых ярких и запоминающихся сцен советского кинематографа, в принципе.

Яркая и запоминающаяся сцена.
Яркая и запоминающаяся сцена.

3.Брошь Мерлина в фильме "31 июня" 1978 года - это уже не просто украшение, а магический судьбоносный артефакт. Изделие проходит через весь фильм, перемещаясь с наряда Мелисенты к Сэму. В финале мы увидим эту вещицу на груди волшебника Мальгрима.

Практически весь фильм брошь на Мелисенте.
Практически весь фильм брошь на Мелисенте.

Если приглядеться к броши с более близкого ракурса, то становится заметна очень тонкая, чересчур филигранная работа, которая вряд ли была бы технически возможна для конца XII века.

Но. Брошь ведь волшебная, и учитывая с какой легкостью герои перемещаются во времени, сильно вязаться не будем.

По сути роль артефакта в мюзикле исполняет качественная советская бижутерия. Думаю, у многих читательниц сохранились такие вот премилые и довольно изысканные безделушки 70-80-х. Тогда были очень популярны такие вот изящные затейливые брошки "под драгоценность". Повторяю, очень качественные, из легких сплавов и стразов.

Вот эта брошка крупным планом.
Вот эта брошка крупным планом.

4. Брошь-браслет миссис Чивли в картине "Идеальный муж".

Точнее украшение, которое по сюжету миссис Чивли стащила у родственницы лорда Горинга. Герой опознает эту драгоценность и с ее помощью шантажирует уже саму авантюристку.

Не нашла ни одного качественного фото этого украшения, лишь несколько не вполне удачных кадров, где брошка прикреплена к платью Гурченко. Но как мы видим изделие соответствует описанию в пьесе Уайлда: бриллиантовая змейка с рубиновой головкой.

Промо-фото для фильма "Идеальный муж" 1980-го
Промо-фото для фильма "Идеальный муж" 1980-го

Похоже, что это очередное произведение искусной советской или чешской бижутерии, но вполне достоверное.

Украшения в виде змей были популярны практически во все эпохи, а в период Модерна особо любимы. В фильме и пьесе брошь играет по двойному назначению: с одной стороны, аксессуар подчеркивает двуличную "змеиную" сущность отрицательного персонажа, а с другой - его же и разоблачает. Оскар Уайлд всегда мастерски пользовался явной и скрытой символикой вещей и понятий.

Нашла подобие этой брошки, к сожалению, не оригинал. Как видим это изящно свернувшаяся, наподобие цветка змейка, опять же отсылка к пьесе, где Лора Чивли сравнивается еще и с цветком-орхидеей.
Нашла подобие этой брошки, к сожалению, не оригинал. Как видим это изящно свернувшаяся, наподобие цветка змейка, опять же отсылка к пьесе, где Лора Чивли сравнивается еще и с цветком-орхидеей.

5. Брошь-фиалка Анастасии Ягужинской из "Гардемарин".

И снова бижутерия. Изысканной брошке предлагается выступить посланником любви. Ее Анастасия дарит на прощание Белову, полагая, что расстается с ним навсегда. По ней же Ягужинская обретает союзника в лице Софьи и узнает, что Александр жив.

Кадр, где брошь вручается в качестве прощального подарка.
Кадр, где брошь вручается в качестве прощального подарка.

Даже как-то неинтересно копаться в исторической аутентичности этого украшения. Хотя на просторах Инета нашлось немало подобных этой брошке реплик, датируемых примерно 70-80-ми годами XX века. Но все же, все же такие вот букетики действительно были популярны с середины XVII века, в моду броши как таковые ввела знаменитая мыслительница, мемуаристка и модница мадам Севиньи.

Найдена на просторах Инета, значится как винтажная брошка из эмали.
Найдена на просторах Инета, значится как винтажная брошка из эмали.

Это был перечень наиболее значимых украшений советского кино и сыгравших важную роль в сюжетных перипетиях. Об эффектных и заметных аксессуарах в отечественных фильмах обязательно будет один из следующих материалов.

Листайте ленту канала, ставьте лайки и, конечно, подписывайтесь на "В некотором царстве..."!