Тема воспитания всегда была важной независимо от эпох и развития человеческого общества. Так и великий советский педагог-новатор, Василий Александрович Сухомлинский, во всех своих трудах говорит о воспитании. Важное положение Сухомлинского заключается в следующем: воспитание — не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их «вытесняет бурная поросль достоинств».
В своей книге «Родительская педагогика» В.А. Сухомлинский пишет, о том, что воспитывая ребенка, мы воспитываем самих себя, утверждаем свое человеческое достоинство. С этим нельзя поспорить, ведь ребенок — это отражение своих родителей. С первых дней жизни дети смотрят на то, как поступают их родители, как мать относится к отцу и, как отец относится к матери, как родители ведут себя с родными и посторонними людьми. Ребенок перенимает и родительские ценности, и взгляды на мир. И совершенно понятно, что если ребенок только, слышит слова родителей о доброте, чести, достоинстве, милосердии и прочих моральных качествах, но не видит их проявления в отце и матери, то и сам он вряд ли станет следовать им.
Поэтому В.А. Сухомлинский решает проблему воспитания детей, через воспитание родителями самих себя. Он пишет, что нужно не просто говорить своим детям высокие слова, но подкреплять их поступками. Нужно, в первую очередь, поднимать самих себя в глазах своих детей. Поднимать любовью и уважением к жене или мужу, к своим родителям, к людям в целом. Чтоб через ваши поступки ребенок видел, как нужно жить и стремился быть таким, как его родители.
Его мысль также хорошо прослеживается через примеры приведенные в «Родительской педагогике». Так один отец жаловался на своего сына, что он стал холодным и живет только для себя, но сам он отстранился от своей матери, не помогал ей и не навещал её. При этом говорил своему сыну о том, как важно жить в коллективе и помогать окружающим, как важно близко к сердцу принимать интересы Родины.
Ещё одна история о добром, уважаемом человеке, почитаемом труженике — Иване Филипповиче. Они с женой с детства баловали своего сына и ему все доставалось легко, однажды он избил девочку и Ивану Филипповичу пришлось разговаривать с воспитателем. Придя догмой, он избил сына, сказав, чтоб в школу его больше не вызывали, на что сын залепил грязью глаза Ивана Филипповича на портрете.
Подобных примеров в книге описано много и все они показывают, как важно не просто говорить ребенку о чем-то хорошем, не просто наказывать его за проступки, а именно воспитывать. Воспитывать собственным примером, показывать, как следует вести себя, как относится к окружающим, показывать как быть хорошим человеком.
Положительным же примером является история Николая Филипповича. У них с женой было шестеро детей и он понимал, что труд матери — это очень сложно и говорил об этом своей жене. Так каждое утро, чтоб сделать ей приятно, он вставал раньше, чтоб срезать розу и поставить на её ночной столик возле кровати. Подрастая, дети следовали примеру отца и тоже каждое утро приносили матери цветок. Даже после смерти Николая Филипповича, приезжая к матери дети привозили ей 7 роз, по одной от каждого ребенка и 7ую от Ивана Филипповича. Поехать жить к кому-то из детей мать не могла, потому что обидела бы других. Этот пример показывает нам, как отец, через свои поступки, через воспитание самого себя привил детям чуткость и внимание. «Казалось, никто специально и не учит детей: не будьте равнодушны к людям, а они – чуткие, приветливые, доброжелательные, внимательные. Эту чуткость развивает в них отцовское самовоспитание.» Дети видели взаимоотношение родителей, видели, как они помогают друг другу в трудностях, как заботятся друг о друге и делают приятно друг другу, переняли эти качества и стали такими же, без каких-либо нравоучений и красных речей, что и подтверждает мысль В.А. Сухомлинского.
Сколько бы не менялось общество, вопрос воспитания всегда будет очень важен для людей. И проблема воспитания своих детей, через воспитание самих себя безусловна является актуальной для современного воспитания. В наше время родители часто, желая своим детям лучшего, пытаются навязать им качества и умения, которыми не обладают, не думая о том, что ребенок сможет научиться этому, перенять всё, что ему говорят родители, только тогда, когда увидит это в них самих. Поэтому важно помнить, что если вы хотите дать своему ребенку хорошее воспитание, следует перед этим воспитать самого себя, чтоб ребенок мог видеть наглядный пример в самых важных для него людях - его родителях.