Однажды я бродила по просторам «дзена», чтобы посмотреть о чем пишут авторы из моей категории. Наткнулась на статью об одном из перфомансов Марии Абрамович. Спустившись в комментарии (никогда не могу понять зачем я это делаю), я прочитала: «такое исскусство я конечно не поддерживаю! Но…»
И тут мне пришла идея: почему бы не поговорить о перфомансе?
Так называется форма современного искусства, в которой произведения представляют из себя действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Большинство людей не считают эту ветвь искусства ценной и вряд ли можно их как-то переубедить. Но по-моему отрицать что-то только потому, что не понимаешь – не очень разумно. Перфоманс это определенный этап развития искусства, художники пришли к тому, что для выражения своих идей им не обязательно писать картину и вообще создавать некий продукт, достаточно использовать только свое тело и присутствие зрителя. Это не значит, что теперь искусство умерло. Но значит, что появились новые способы самовыражения. Конечно, они могут быть качественными и не очень. Хороший перфоманс получится только если хороша идея.
Перфоманс или нечто на него похожее зародилось еще в XX веке, благодаря дадаистам и футуристам. Они любили выступать со своими манифестами или устраивать эпатажные выставки, чтобы провоцировать публику. Но суть, конечно, не в самой эпатажности, а в том, чтобы показать, что все действия художника уже являются произведением искусства. Художники XX века вообще сыграли огромную роль для всего последующего искусства, так как они боролись за уничтожение рамок, которые сковывали искусство много веков. Перфоманс важен в том числе по этой же причине: он свободен от правил.
А теперь расскажу вам о конкретных художниках:
1. Марина Абрамович
Один из ее перфомансов «Энергия покоя» (1980г) заключался в том, что ее напарник держал настоящий лук с натянутой тетивой и стрелой по направлению к ней и в любой момент мог отпустить. Она же держала основание лука (смотрите на картинке, чтобы было понятнее). У них также был микрофон, который записывал дыхание и сердцебиение. Смысл в доверии мужчины и женщины к друг другу и в том, что в отношениях мы становимся уязвимы.
2. Пьеро Мандзони
Вы сейчас очень разочаруетесь или почувствуете сильное отвращение, но этот художник занимался тем, что продавал банки, на которых было написано «Дерьмо художника». Кто же мог это купить? Однако, банки Мандзони действительно находятся в музеях и частных коллекциях. Суть в том, что мы по-настоящему не знаем, что внутри. Может быть там вовсе не то, что написано. Сама акция – откровенное издевательство над образом художника, который ему создают люди, считая его кем-то возвышенным.
3. Елена Ковылина
В ходе своего перфоманса («Вальс», 2001) Елена Ковылина приглашала зрителей на танец, после каждого накалывая на грудь орден и выпивая рюмку водки. В одном из своих интервью она говорила, что смысл этой работы особенно открывается для тех, кто пережил травму Второй мировой войны. Могу предположить, что плюс ко всему в нем Елена изображает то, что ассоциируется с мужским поведением. А если мы действительно связываем перфоманс с темой войны, то он наталкивает на мысли о ролях женщин и мужчин в послевоенном обществе и о том, как они меняются со временем.
Если вам интересно читать про искусство и хотелось бы знать больше про мой творческий путь, то подписывайтесь и ставьте пальцы вверх!
Читайте также:
8 странных картин которые вас зацепят
Почему эти 3 художника умерли непризнанными?
Искусство Италии XX века. 5 художников, о которых вы не знали
5 моих любимых художников. Таланты, которые не могут не восхищать