Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Питер Богданович: бывший голливудский вундеркинд

В начале 80-х на экраны Америки один за другим вышли четыре фильма, рассказывающие о драматических событиях вокруг двадцатилетней фотомодели и начинающей актрисы Доротти Стрэттен, застреленной ревнивцем мужем во время съемок в фильме Питера Богдановича «Все они смеялись» (1980). Что-то не припомню случая, когда о каком-либо еще режиссере (включая Романа Поланского) одновременно возникло столько кинофильмов. Сначала в телефильме «Смерть фотомодели: история Доротти Стрэттен» (1981) Г.Болсона с Джеми Ли Кертис в заглавной роли, потом в знаменитой драме Боба Фосси «Звезда 80» (1983) с Мэриэл Хэмингуэй, и наконец в 1984 году сразу в двух экранных версиях («Непримиримые различия» Чарлза Шайера с Райаном О'Нилом, Шелли Лонг, Шерон Стоун и Дрю Бэрримор; «Поцелуй незнакомца» с Викторией Теннант и Питером Койоттом). Как это ни странно, большого успеха в прокате эти ленты не имели, впрочем, как и фильм самого Богдановича «Все они смеялись», который он сумел завершить после гибели своей юной возлюбленной...

-2

«Не знаю, смогу ли я любить кого-нибудь так всецело и глубоко, как я любил Доротти». Эти слова Питера Богдановича, по-видимому, не были данью минутному порыву. В 80-х годах он, подобно Пигмалиону, попытался словно воссоздать свою любимую Доротти, настойчиво ухаживая за ее младшей сестрой Луизой - вникал во все ее дела, учебу, стиль одежды, хореографические упражнения. Говорят, что по его настойчивой просьбе Луиза сделала себе косметическую операцию, дабы больше походить на Доротти. В 1989 году, когда Луизе исполнилось двадцать, они поженились.

-3

В каком фильме мы уже видели подобную историю? Воистину в судьбе Питера Богдановича грани между жизнью и кинематографом практически нет...

-4

Но он сам выбрал себе этот крест. Во всяком случае, родители с детства приучали его к иному виду искусства. Отец будущего режиссера серб Борислав Богданович был художником постимпрессионистом, и в его манхэттенской квартире частенько собирались нью-йоркские живописцы и поэты. Однако уже с десяти лет Питер, по-видимому, устав от домашних разговоров на интеллектуально-художественные темы, все чаще сбегал в соседний кинотеатр, где раз по 10-15 мог смотреть свои любимые фильмы. В старших классах школы он уже стал неисправимым киноманом. Между делом лихо редактировал киноколонку в школьной газете, состоял в драмкружке, но в основном мечтал о карьере в большом кино. С 1955 года Богданович изучал драматическое искусство и уже в 1959 поставил свой первый театральный спектакль на офф-Бродвее. Примерно в это же время, познакомившись с режиссером и продюсером Роджером Корманом, он ассистировал мэтру на ленте «Дикие ангелы».

-5

И все же вплоть до своего режиссерского кинодебюта 1968 года Питер Богданович в первую очередь был кинокритиком. Его статьи в «Фильм калчер» и «Эсквайер» принесли ему известность в кинематографическом мире. Богданович любил писать о своих кинокумирах - Фрице Ланге, Джоне Форде. Ховарде Хоуксе, Орсоне Уэллсе. Джеймсе Стюарте, Кэри Гранте, Джоне Уэйне... Вслед за статьями и интервью последовали книги, в которых отчетливо ощущалось всеобъемлющая киноэрудиция Богдановича, недаром получившего прозвище «синематечная крыса».
В 1962 году Богданович женился на художнице по костюмам и актрисе Полли Плэтт, которая стала ему верной помощницей на все девять лет их супружества. Знаменитые любовные увлечения были у Богдановича впереди.

-6

Как большинство своих коллег-кинокритиков, Богданович не мог похвастаться миллионными доходами, поэтому в 1968 году с радостью принял предложение Роджера Кормана за 6000 долларов перемонтировать для американского проката русский фантастический фильм «Планета бурь» (1962). Эта картина (сценарий А.Казанцева) была поставлена режиссером Павлом Клушанцевым в лучших традициях отечественной «научпоповской» фантастики: героический советский космонавт спасал американского астронавта во время экспедиции на Венеру...

-7


В чисто мужском по актерскому составу фильме не хватало прекрасной половины человечества. Недолго думая, Питер Богданович не только подкрасил длинноты российской ленты, но и доснял несколько эпизодов с участием неких сексуально привлекательных особ, из-за чего на экраны США картина заслуженно вышла под завлекательным названием «Путешествие в страну доисторических женщин».

-8


Оставшись довольным работой своего ассистента и монтажера, Роджер Кормэн предложил ему новый проект (уже с бюджетом 125 тысяч зеленых), развивающий мотивы некоторых сцен из кормановского фильма «Ужас» (1963) с Борисом Карлоффом и Джеком Николсоном в главных ролях. В итоге получились «Мишени» (1968), который и считается официальным режиссерским дебютом Богдановича в кинематографе.
Вероятно, не воспринимая «Мишени» всерьез, спустя два года Богданович делает синематечно-монтажную ленту «Поставлено Джоном Фордом», где он, как бы продолжая свою киноведческую монографию об этом выдающемся американском режиссере, визуально представил зрителям творческий путь своего любимого мастера.

-9

Однако подлинным кинотриумфом стала для Богдановича проникнутая ностальгией ретро-драма о жизни (провинциального американского городка времен корейской войны начала 50-х «Последний киносеанс» (1971). Тонкий дар стилизатора, прекрасно чувствующего не только дух эпохи, но и то, как эта эпоха изображалась в фильмах своего времени, гармонично сочетался в этой черно-белой картине 32-летнего режиссера с искренностью и свежестью чувств героев в исполнении молодых дебютантов (или почти дебютантов) Тимоти Боттомса. Джеффа Бриджеса, Рэнди Куэйда, Сибилл Шепард.

-10

Бывшая Мисс Мемфис среди тинэйджеров, очаровательная фотомодель Сибилл Шепард произвела на Богдановича столь сильное впечатление, что он не смог устоять. Его брак с Полли Плэтт распался (к ее чести она восприняла свою участь с достоинством мудрой женщины). И вскоре Богданович, поселившись вместе с Шепард в роскошном особняке, стал вести бурную светскую жизнь и строить разнообразные проекты будущих фильмов.

-11

Через год на экраны Америки вышла эксцентрическая комедия Богдановича «В чем дело, доктор?» с Райаном О'Нилом и Барбарой Стрейзанд. Римейк-стилизация в духе известной комедии Ховарда Хоукса «Воспитание ребенка» (1938) с энтузиазмом была встречена критикой, да и публика охотно спешила в кинозалы, чтобы не упустить возможности посмотреть на очередные приключения «смешной девчонки».
«Бумажная луна» (1973) - еще одна стилизация Питера Богдановича, на мой взгляд, относится к числу его самых лучших работ. Ретрокомедия о временах Великой депрессии 30-х с незамысловатой фабулой о похождениях некого американского Остапа Бендера (Райан О'Нил) и сопровождающей его десятилетней девчонки-сироты (Татум О'Нил) предстала на черно-белом экране каскадом уморительных трюков, смешных ситуаций, остроумных диалогов, воскрешающих дух «американской комедии» тех лет. Дуэт отца и дочери О'Нил наполнен множеством оттенков: гротеск, сентиментальность, смех и грусть переплетены в отношениях персонажей так же, как и в жанре самой «Бумажной пуны»... сожалению, последующие фильмы Богдановича «Дейзи Миллер» (1974), «Долгая последняя любовь» (1975), «Никельодеон» (1976) и «Святой Джек» (1979), несмотря на немалое число благожелательных рецензий в прессе, не имели коммерческого успеха, а продюсеры, В начале 70-х считавшие Богдановича столь же верным массовым фаворитом Голливуда, как Копполу или Фридкина (к слову, все трое, в отличие, скажем от Спилберга или Земекиса, сегодня далеки от лидерства по части кассы), с большой осторожностью вкладывали деньги в его постановки. После того, как в 1980 году выстрелом в упор была застрелена Доротти Стрэттен, Богданович долго не мог прийти в себя. Лишь через четыре года на экраны мира вышла его мелодрама «Маска» (1984) с Шер и Эриком Штольцем в главных ролях. Шер блестяще сыграла роль матери ребенка-урода, отверженного обществом. Темпераментный драматизм, тонкий психологизм неподдельных переживаний принесли ей приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале.

-12

А Питер Богданович после поставленной для Дино де Лаурентиса картины с Робом Лоу «Незаконно ваш» (1988) снова обратился к своим постаревшим на 20 лет героям из «Последнего киносеанса». Собрав практически ту же команду во главе с Сибилл Шепард. Богданович снял грустный постскриптум к прошлому под названием «Техасвипль» (1990). Увы, фильм успеха не имел. Куда больший шум в прессе вызвал роман режиссера с Луизой...

-13


Не вызвали ажиотажа в кинозалах и на страницах печати и недавние работы Питера Богдановича 90-х «Наделавшие шума» (1991) и «То, что называют любовью» (1993). Неужели для постановщика настало время снова возвращаться в кинокритику?

-14

P.S. Ах да - к портрету режиссера нужны «утепляющие» бытовые моменты. Пожалуйста: Богданович любит «роллс-ройсы», туго набитые гаванские сигары, сиамских кошек и искусство французского художника Домье...

Александр Федоров, 1995
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва). 1995. № 32. С. 56-58.

P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: "Западный экран:авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!