Иванова Виктория Сергеевна, магистр
ПИИГУ «Педагогический институт Иркутского государственного университета»
Педагогические ситуации как средство развития логического мышления у младших школьников
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития логического мышления в начальной школе: описаны актуальность темы исследования и условия развития логического мышления у младших школьников. Раскрывается сущность понятия «логическое мышление», описываются особенности его развития у обучающихся. Обоснована необходимость педагогических ситуаций, как средства развития логического мышления.
Ключевые слова: логическое мышление, младший школьник, педагогические ситуации, развитие, начальное образование.
Ключевым этапом в развитии обучающихся является обучение в начальной школе. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием цели: создание условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Главным условием достижения нужных результатов является развитие логического мышления, как важнейшего фактора, который обеспечивает успешное обучение в школе. Младший школьник сензитивен для развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, нравственного развития, в том числе логического мышления.
Сложная задача стоит перед учителем начальных классов, нужно развивать логику мышления детей, которая позволит делать умозаключения, выводы и приобретать знания самим. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на особенном этапе развития, осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению [1].
Целью нашего исследования является выявление эффективных педагогических ситуаций, развивающих логическое мышление у младших школьников в учебной деятельности.
Объектом исследования выступает развитие логического мышления у младших школьников в ходе образовательного процесса. Предмет – педагогические ситуации как средство развития логического мышления у младших школьников.
Обратимся к определению понятия «логическое мышление». Термин «логика» в греческом как - «лотос», означает «мыслить». Логика –наука о формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует.
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.
Результатом мышления является мысль, чаще всего свои мысли мы выражаем словами. Из этого следует что мысль и речь связаны между собой. Получается что мышление нам необходимо для получения знаний, поэтому важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
1) Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
2) Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
3) Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Логическое мышление характеризуется умением выводить следствия из данного, умением вычленять частное из общего, обобщать полученные выводы.
К логическим универсальным действиям относятся:
ü анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ü синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
ü выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
ü подведение под понятие, выведение следствий;
ü установление причинно-следственных связей;
ü построение логической цепи рассуждений;
ü доказательство;
ü выдвижение гипотез и их обоснование [6].
Анализ психолого-дидактической литературы (Глаголева Ю.И., 4. Курбатов В. И., Менчинская Н. А.) позволил нам разработать следующую модель (рис. 1).
Целевой компонент
Цель: развивать логическое мышление у младших школьников
Содержательный компонент
Мышление
Мышление развивается в три этапа:
ü Наглядно-действенное
ü Наглядно-образное
ü Словесно-логическое
Педагогические ситуации
Проблемная
Игровая
Организационно-деятельностный компонент
Реализация условий
· Организация учебного процесса
1. Целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников при помощи педагогических ситуаций.
2. Ученик ставит собственные цели занятия, участвует в планировании и организации своей деятельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку.
Рис.1. Развитие логического мышления у младших школьников
Во время мыслительной деятельности человек применяет специальные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Эти операции состоят в тесной связи друг с другом. Затем основываясь на них возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация.
Формирование вопроса
Выдвижение гипотезы
Проверка гипотезы
Если задача не решена, то выдвигается новая гипотеза
Проверка новой гипотезы
Умственные операции
Формы
Процессу мышления характерны
Виды
Понятие
Суждение
Умозаключение
Дедуктивное
Индуктивное
По аналогии
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстракция
Конкретизация
Классификация
Систематизация
Предметно-действенное
Образное
Отвлеченное
Рис.2. Модель мышления
Словесно-логическое мышление работает, основываясь на языковые средства. Типично для словесно-логического мышления использование понятий, логических конструкций, не имеющих прямого образного выражения
Вследствие словесно-логического мышления человек может устанавливать общие закономерности, предугадывать развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный материал.
Н. Ф. Талызина, Н. А. Менчинская и Н. Б. Истомина считают, что логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления [3,8,5]. По мнению Н. Ф. Талызиной, логические приемы и операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, являются основными компонентами логического мышления, составными компонентами понятий, суждений, умозаключений [8].
Логическое мышление, по мнению А.А. Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. Логическое мышление осуществляется только словесным путем. Ребенок должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий [4].
О.К. Тихомиров считает логическое мышление рассуждающим, характеризует его как мышление которое использует понятия, функционирует на базе языка, выделяет его как мышление развернутое во времени [9].
Проанализировав разные источники можно сказать, что авторы сходятся во мнении о том, что при помощи мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения и классификации осуществляются рассуждение, выполнение умозаключения. Значит развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет влиять на развитие логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, стоит сказать, что необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников.
В современной начальной школе используются различные способы развития логического мышления, в том числе при помощи педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности. Педагогическая ситуация рассматривается как система дидактических условий становления ребенка, внешние обстоятельства, главным образом влияют на процесс обучения и сознательно управляются или используются учителем в целях обучения и воспитания. Обучение будет более эффективно, когда ученик ставит собственные цели занятия, участвует в планировании и организации своей деятельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку.
М.И. Махмутов говорит о том, что проблемная ситуация ориентирована на продуктивную деятельность учащихся. Поиск решения связан с мышлением, поэтому создание проблемной ситуации повышает умственный потенциал младшего школьника. Учащиеся совершают в процессе выхода из проблемной ситуации такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит развитие логического мышления.
Игровая ситуация вызывает интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию логического мышления [7].
К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного развития логического мышления. Очень важно, чтобы современные формы и методы обучения способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
Можно сделать вывод, что учителю на своих уроках нужно создавать проблемные, игровые ситуации в которых будут использоваться такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация - развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет влиять на развитие логического мышления в целом.
Литература:
1. Беседы с учителем.Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп.-М. Вентана-Графф,2002
2. Глаголева Ю.И. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю.И. Глаголева, И. В. Казанцева, М.В. Бойкина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2015- 120 с.
3. Курбатов В. И. Как развивать свое логическое мышление / В. И. Курбатов. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 110 с.
4. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. — М. : Просвещение, 1977. — 224 с.
5. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения / Н. А. Менчинская // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Б. В. Шорохова. — М. : Наука, 1966. —С. 349-387.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010. – 82 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. — М. : Просвещение, 1988. — 175 с.
9. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - с. 288.
Автор Иванова Виктория Сергеевна, магистр