Найти тему
Живопись

Художник Константин Васильев: эпос и душа

Картины Константина Васильева запомнились всем, кто видел их в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов двадцатого века. Поражали почти иконописные глаза его героев, взгляд, обращенный куда-то дальше, за пределы реального мира. А гармоничное, точно выверенное пространство, в котором происходит действие, привлекало своим контрастным колоритом.
Васильев К., “Отечество"
Васильев К., “Отечество"

Эстетические образы несли в себе одновременно и символику, и декоративность. Они напоминали живопись на религиозные темы, иллюстрации к сказкам. Сейчас некоторые картины Васильева считают аналогом стиля фэнтези, о котором в семидесятые годы никто и не упоминал.

Васильев К., “Гадание"
Васильев К., “Гадание"
Васильев К., “Один"
Васильев К., “Один"

Чтобы посетить персональную выставку, люди и час, и два стояли в длинной очереди. В начале восьмидесятых годов далеко не все знали, что художника уже нет в живых. Свежесть и необычность его полотен завораживала зрителя, и трудно было поверить, что в 1976 году трагическая случайность прервала жизнь Константина Васильева. Было ему всего лишь 34 года, но его творчество обширно: он успел написать множество полотен, которые стали достоянием музеев и частных коллекций.

Васильев К., “Евпраксия", "Бой Добрыни со Змеем", "Князь Игорь", "Плач Ярославны", "Настасья Микулишна", "Человек с филином"
Васильев К., “Евпраксия", "Бой Добрыни со Змеем", "Князь Игорь", "Плач Ярославны", "Настасья Микулишна", "Человек с филином"

До сих пор не утихают споры о смысле его творчества. Какую задачу поставил перед собой художник? Рассказать о времени и народе возвышенным эпическим языком? Или с пафосом и эпатажем переформулировать известные всем исторические и художественные образы?

Васильев К., “Валькирия над сражённым воином"
Васильев К., “Валькирия над сражённым воином"
Васильев К., “Горят пожары"
Васильев К., “Горят пожары"
Васильев К., “Илья Муромец, стреляющий по церквям"
Васильев К., “Илья Муромец, стреляющий по церквям"

Символ и абстракция

Что касается эпатажа, то такая возможность у Васильева была в шестидесятые годы. Абстрактный символизм, сюрреализм – эта попытка живописца найти себя в модном жанре. Такова, например, картина «Струна».

Васильев К., “Струна"
Васильев К., “Струна"

Но эту стезю он оставил. Вернулся к истокам искусства – мифологии, эпосу. Символизм на картинах Васильева – это обращение к традициям, легендам, мифам, величественным представлениям о мужестве, долге, просветлении, возрождении, верности. Рыцари, мудрецы, битвы с драконами – мир притчи и сказания, который так любят люди с богатым воображением.

Васильев К., “Русский витязь"
Васильев К., “Русский витязь"
Васильев К., “Рождение Дуная"
Васильев К., “Рождение Дуная"
Васильев К., “Витязь"
Васильев К., “Витязь"

Но что интересно: новейшая история была переосмыслена Константином Васильевым как часть эпического сознания народа.

Прозрачные родники

Тема, которая оказалась для художника ключевой, - события родной земли. Масштаб трагедии и величие русского народа в 20 веке, отраженные языком символической живописи, произвели на зрителей не меньшее впечатление, чем реалистические полотна.

Васильев К., “Северный орел",1973
Васильев К., “Северный орел",1973
Васильев К., “У чужого окна", 1973
Васильев К., “У чужого окна", 1973

Образ поднимался на уровень былинного сказания. Он совпадал по восприятию с легендами о героях прежних веков. Это обращение к архетипам сознания и подсознания, исконному и таинственному пониманию основ бытия, для живописи семидесятых годов XX века в Советской России совсем не типично. Но Константину Васильеву удалось создать полотна, которые и сейчас удивляют своим видением символики происходящего.

Васильев К., “Северная легенда"
Васильев К., “Северная легенда"
Васильев К., “Гуси-лебеди"
Васильев К., “Гуси-лебеди"

Хотя похожая тенденция существовала в кинематографе: были очень популярны русские сказки в обработке замечательных режиссеров и сценаристов. Кстати, смысл сказок очень вдохновенно передан Васильевым. Как будто сам видишь, как взлетают волшебные птицы на его картине «Гуси-лебеди».

Мысли о Родине

На одном из автопортретов облик художника очень напоминает им же написанный портрет Ф.М. Достоевского. Невозможно не согласиться с Васильевым, что он, на самом деле, художник-мыслитель, который в талантливых живописных произведениях хочет поделиться со зрителем своими выводами и и прозрениями. Картины «Тоска по Родине», «Прощание славянки», «Парад 1941 года» - это и символ, и обращение к душе человека.

Васильев К., “Тоска по Родине"
Васильев К., “Тоска по Родине"
Васильев К., “Парад 1941 года"
Васильев К., “Парад 1941 года"
Васильев К., “Прощание славянки"
Васильев К., “Прощание славянки"

Особо пристального внимания заслуживают пейзажи Васильева. Вот они - «Излучина», «Ель», «Русский север», «Берег». В них нет нарочитой символики. Но есть та сила любви к родной земле и тот взгляд, которые делают каждое отражение на полотне уникальным и зачаровывающим.

Васильев К., “Ель"
Васильев К., “Ель"
Васильев К., “Берег"
Васильев К., “Берег"

Жить дольше и счастливее

Остается только гадать, как сложилась бы судьба живописца: ведь сейчас он мог быть нашим современником. Кто-то полагает, что он стал бы иллюстратором фантастических зарубежных романов, кто-то видит в нем пророка подъема славянской культуры. Возможно, он стал бы исключительным по силе эмоционального воздействия живописцем, для которого пейзаж – главный источник вдохновения.

Васильев К., “Осень"
Васильев К., “Осень"
Васильев К., “Звездное небо"
Васильев К., “Звездное небо"

Жизнь иррациональна, и нет смысла рассуждать о том, что могло бы быть. Несомненно, счастье в жизни художника было: у него были любящие родители, отчий дом в поселке Васильево. И еще - отличное художественное образование, полученное в Москве и Казани, пытливый ум, любимое дело.

Васильев К., “Жница"
Васильев К., “Жница"
Васильев К., “Ожидание"
Васильев К., “Ожидание"
Васильев К., “Русалка"
Васильев К., “Русалка"

Но очень жаль, что художник, который с таким светом и грустью писал женские образы («Гадание», «Жница», «Русалка»), не был счастлив в личной жизни и любил безответно. И еще жаль, что его картины после смерти стали предметом дележа и многолетних разбирательств.

Васильев К., “Свияжск"
Васильев К., “Свияжск"

Однако есть прекрасная возможность преодолеть время и посмотреть на его полотна, в том числе и в музеях. Художник очень хотел, чтобы его работа была нужна Отечеству. Каждый решит сам, о чем хотел сказать ему Константин Васильев или что он не успел сказать.

Васильев К., “Старец", 1968
Васильев К., “Старец", 1968