Найти тему

Как остаться человеком посреди имитаторов?

Когда имеешь дело с имитацией процесса, можно не сомневаться в одном - ты увидишь тоже, что и в прошлые года. Собственно, на этом можно было бы х закончить репортаж с театрального фестиваля Туганлык. Однако надежда умирает последней, и как сказано в Коране, может быть, они опомнятся.

Афиша фестиваля состояла из Шекспира, Лермонтова и так далее. Все это разумеется, неплохо, но широкий зритель все это видел и не раз в самых разнообразных постановках. Само название фестиваля как бы приглашает нас поделиться друг с другом оригинальным творчеством, тем, что можно увидеть только на месте. Какой смысл ехать за тысячи километров и делать вид, что играешь «Игру престолов»? А быть собой когда? Обменяться полезным опытом -своим, а незаемным?

Тогда назовите фестиваль -играем классику и дело с концом. Где же тут родство?

Мне удалось посмотреть два спектакля -«Разве это жизнь « театра имени Камала и легенда о чадагане тувинского театра.

Нерв театра имени Камала - во что бы то ни стало понравиться зрителю. Ровно это мы и видели на сцене. Шакирды - недоумки выбивали со сцены пыль, предавались вуайеризму, жены изменяли, старики показывали всем видом, что выжили из ума и все вместе выжимали смех из пребывающих в зале зрителей.

Я бы понял, если бы Режиссер и актёры смеялись над недостатками, которые надо изливать. Но они смеялись над особенностями характера народного, что весьма страннно. Эти особенности и делают народ народом, смеяться над ними значит смеяться на сущностью народной души. А смысл? Кем вы хотите стать? Чего добиваетесь в конечном итоге? Хотите создать собственный цирк? Стоит ли овчинка выделки?

Спектакль тувинского театра основан на легенде о происхождении музыкального инструмента, вынесенного в заголовок. Было любопытно видеть эту совершенно неизвестную нам культуру, родственную и вместе с тем особенную.

Надо отметить , что чисто драматургический материал довольно беден и потому пустоты приходилось заполнять движением. Путешествие по горам воинов было хорошо обыграно, пластика тувинских актеров, которые показывали достаточно известные перипетии народной жизни, такие, как езда верхом и так далее, была иной, чем у наших актеров и это было замечательно.

Любопытно, что в ткань эпического сказания органично входили юмористические моменты, актеры так же органично взаимодействовали с музыкальным ансамблем, который сопровождал спектакль прямо на сцене.

К сожалению, спектакль преподносил нам историю в бытовом ключе в основном и поэтому до зрителей не доходила трагичность ситуации. На самом деле речь в легенде шла не просто о девушке, которую насильно выжали замуж и она в знак протеста не захотела кормить ребёнка.

Речь шла о богине, которая не хотела рожать детей и в результате народ был обречён на вымирание.

Но благодаря музыке она передумала. Этот момент показан замечательно, очень трогательно и эпично. Собственно, в этом и заключается сущность искусства — обращаться к человеку, вызывать в нем добрые чувства и помогать ему подняться над собой. Эта мысль искупает прорехи в ткани спектакля и вызывает в душе тёплое чувство, что и есть задача театра, если вы не знали. Человек стал человеком и остаётся им благодаря искусству. Сводить все к банальной и презренной пользе есть путь в никуда. Мало того, только искусство может показать человек путь в будущее, презреннная польза есть путь к самоубийству. Люди, которые этого не понимают, уже идут по пути в бездну, из которой нет возврата. Нам с ними не по пути.