На недавнем столыпинском форуме министр экономического развития Орешкин рассказал об опыте Китая по формированию стабильной и развитой экономики. В частности он указал на опыт снижения текущей социальной поддержки граждан ради будущих достижений.
Напомним, на 2015 год на территории Китая более 300 миллионов человек проживает по покупательской способности на пять с половиной долларов в день. К слову, в России таких людей за указанный период только более трех миллионов.
В речи Орешкина многих возмутили примеры с отказом от пенсий, которых в сельском Китае вообще не выдавали. Люди довольно хорошо усваивают и понимают примеры, но они нередко уводят их от конкретики. Тем более, при наличии определенного опыта, пример может трактоваться в разные стороны. В общем, он удобен для журналистов, которые радостно манипулируют общественным мнением недалеких масс.
Безусловно, слова Орешкина о потребности снижать потребительское кредитование и повышать инвестиционное, тоже являются немного противоречивыми. Хотя, по сути, и имеют позитивный смысл для экономического развития в целом. Как минимум, если речь идет о том чтобы избавить граждан от чрезмерной увлеченности кредитами и добавить дополнительный акцент на проекты, которые в дальнейшем могут приносить сверхприбыли. Тем не менее, намерение отказываться от настоящего в пользу будущего всегда чем-то чревато заканчивается.
Как социальная стратегия, отказ от настоящего ради будущего хорош в обществе, где людям навязывается чувство собственной исключительности и наличие повсюду внешних врагов.
Кстати сказать, в Китае, где остальной мир исторически воспринимался как пространство невежественных демонов и варваров, тоже есть нечто подобное, но Китай – многовековая империя. При этом и там экономическое процветание, по сути, стоит на страданиях более 300 миллионов нищих.