Найти в Дзене
FoxTravel.ca

Что мы знаем о коренных жителях Канады?

На него невозможно было не обратить внимание: 2 метра ростом, орлиный профиль (теперь я точно знаю, что это такое), изумительный бирюзовый оттенок костюма! Я на него смотрела, смотрела, смотрела! А потом он, понимая, что я сверлю его глазами, заулыбался и говорит: “Хочешь сфотографироваться?” Я кинулась к нем, это большая редкость для индейца делать такие предложения, они вообще не сторонники фотографироваться! Глядя на него я подумала: “Что мы знаем о коренных жителях Канады?” Все торжества у североамериканских индейцев по случаю празднования POW WOW завершились. Участники разъехались по своим домам и племенам. Я не буду вам рассказывать про этот праздник никаких подробностей, вы с легкостью найдете эту информацию на других сайтах. Давайте, мы – гости, приглашенные на этот праздник, зададим себе следующие вопросы: Все эти вопросы мелькали у меня в голове во время самого торжества в городке Оданак, куда я и приехала, чтобы увидеть первый раз этот праздник. Немного истории 1867 год –
Оглавление

На него невозможно было не обратить внимание: 2 метра ростом, орлиный профиль (теперь я точно знаю, что это такое), изумительный бирюзовый оттенок костюма! Я на него смотрела, смотрела, смотрела! А потом он, понимая, что я сверлю его глазами, заулыбался и говорит: “Хочешь сфотографироваться?” Я кинулась к нем, это большая редкость для индейца делать такие предложения, они вообще не сторонники фотографироваться! Глядя на него я подумала: “Что мы знаем о коренных жителях Канады?”

Все торжества у североамериканских индейцев по случаю празднования POW WOW завершились. Участники разъехались по своим домам и племенам. Я не буду вам рассказывать про этот праздник никаких подробностей, вы с легкостью найдете эту информацию на других сайтах.

Давайте, мы – гости, приглашенные на этот праздник, зададим себе следующие вопросы:

  • что мы вообще знаем о первых нациях Канады (First Nations)?
  • сколько их всего на сегодняшний день проживает в Канаде?
  • в какой провинции их больше? а в какой меньше?
  • какая у них средняя продолжительность жизни?
  • говорят ли они дома на своем родном языке, или уже без английского и французского языков комфортно проживать на территории просторной Канады им не представляется возможным? и т.д.

Все эти вопросы мелькали у меня в голове во время самого торжества в городке Оданак, куда я и приехала, чтобы увидеть первый раз этот праздник.

Немного истории

1867 год – год образования канадской конфедерации, 150 лет которой мы всей страной отмечали в прошлом году, именно в этом 1867 году по переписи индейского населения после долгого и не всегда дружественного процесса привыкания друг к другу индейцев и европейцев насчитывалось всего лишь 100 – 120 тыс. человек по всей Канаде. Сегодня же только в одной провинции Квебек численность населения коренных жителей около 142 тыс. человек. Они представлены десятью группами индейских племен и северным народом – инуиты.

-2

Именно этот мужчина из всех представителей аборигенного населения, которые присутствовали на празднике POW WOW в Оданаке, вызывал у меня своим внешним видом чувство грусти. Посмотрите в его глаза: в них и боль, и задумчивость, и безумная глубина

Аборигенное население Канады

Существует такое понятие как “зарегистрированное аборигенное население Канады” – это индейцы (около 69%), метисы  – потомки смешанных семей индейцев и европейцев (около 26%) и эскимосы или инуиты (около 5%). Все эти три группы определены конституцией, как коренные народы Канады. Но есть еще и те, кто претендует на статус своего аборигенного происхождения, но не имеет достаточных доказательств. По переписи населения в середине 90-х годов около 1,1 млн человек имели статус аборигенного происхождения. Посмотрите, какой прирост по сравнению с 1867 годом, когда их оставалось только около 120 тыс. А уже в 2016 году эта цифра достигла 1.6 млн человек, что составляет примерно 4 % от всего населения Канады.

-3

Когда индейцы племени Абенакис кружились в танце, то это было действительно очень колоритно и ярко. Они всех желающих приглашали в шумную компанию. И я решилась на это дважды. Как сказал мне один из самых пожилых гостей, который приехал из Штата Вермонт (США): “Не пытайся заучить движения, танец должен быть от сердца…”

-4
-5

Доля коренных жителей Канады по провинциям

Расселение аборигенного населения по стране происходит совершенно неравномерно:

  • Манитоба, Альберта и Саскачеван – около 45%
  • Британская Колумбия – около 18 %
  • Онтарио – около 17%
  • Квебек – около 9 %
  • все Атлантические провинции – около 5 %
  • Северо – Западные территории и Юкон – около 5 %
  • Нунавут – около 1 %

Интересно то, что именно в Северо – Западных территориях, Юконе и Нунавуте коренные жители являются значительной, если не основной, частью населения. Например, в Нунавуте 85 % населения это инуиты.

-6

На изготовление костюма для ежегодного торжества индеец тратит около месяца. Как правило, он делает это самостоятельно, вручную и без привлечения помощи со стороны своей супруги или других членов семьи. Глядя на некоторых участников праздника, думалось: “Встреть я его на улице и без костюма, никогда бы не поняла, что он – потомственный индеец!”

-7
-8
-9

Про возраст

Средний возраст коренного населения Канады около 27 лет! И это связано не с высокой рождаемостью и большим количеством детей в семье, к сожалению, эта статистика – результат более короткой продолжительности жизни.

Именно этот индеец из Штата Вермонт (США) рассказывал мне про таинства танца, который должен быть от сердца.
Именно этот индеец из Штата Вермонт (США) рассказывал мне про таинства танца, который должен быть от сердца.
А это – маленький участник торжества. Он всегда выходил танцевать со своим отцом и был очень серьезен.
А это – маленький участник торжества. Он всегда выходил танцевать со своим отцом и был очень серьезен.
А вот еще один воин…
А вот еще один воин…
-13

Кочевой образ жизни

8 из 10-ти коренных жителей Канады на сегодняшний день проживают в Онтарио и остальных провинциях Канады, которые располагаются западнее. Около 25 000 коренных жителей страны имеют запись регистрации в нескольких провинциях, что подтверждает их все еще кочевой образ жизни, а также говорит и о том, что малая часть от всего общего количества готова покидать зоны резерваций и отправляться за лучшей жизнью за пределы своего постоянного места жительства.

Я с жадностью вглядывалась в детали костюмов индейцев, ведь они были все, как из фильмов моего детства. Вы только посмотрите на эту красоту, а какие бубенчики, а как они звенят во время танца!
Я с жадностью вглядывалась в детали костюмов индейцев, ведь они были все, как из фильмов моего детства. Вы только посмотрите на эту красоту, а какие бубенчики, а как они звенят во время танца!
-15
-16
-17

Дети аборигенов

Дети аборигенов чаще проживают в больших семьях вместе со своими родителями, а также бабушками и дедушками нежели их канадские сверстники неаборигенного происхождения. Маленький пример: в 2006 году каждый третий из десяти ребенок – инуит возрастом до 6 лет проживал со своими братьями и сестрами, которых уже 3-е помимо него самого!

-18

Советским людям очень даже понятен этот процесс долгого проживания с родителями, бабушками и дедушками. У нас это называлось Счастливое Детство. Бабушкина квартира напротив на одной площадке, или в том же подъезде, или в том же доме, ну, уж на крайний случай в соседнем доме. Такая территориальная близость всегда была залогом ежедневных вкусных бабушкиных пирожков и долгой прогулки по дороге домой из школы. Помните, как это было?

Первые школы – интернаты

Практически сразу же после обнаружения нового континента европейцы стали вовлекать местное население в свою культуру, язык, религию, но официально первые школы – интернаты для коренных жителей или “индустриальные школы” открываются в 1883 году в Северо-Западных территориях, а затем быстро и широко распространились по всей территории страны. Основной задачей таких школ – интернатов было обучение местного населения различным промышленным ремеслам. У нас в Квебеке это тоже происходило. Подробные фото в этих публикациях: Туристическая индустрия аборигенов Канады: музей племени Абенаки и В гостях у племени Абенаки.

-19

Головной убор индейского воина – это впечатляющий головной убор из перьев, и эти уборы можно часто видеть в западных фильмах и телевизионных шоу по тематике североамериканских индейцев. Но мало кто знает, что такие перья могли и могут носить только представители нескольких индейских племен, в их числе одно из самых многочисленных племен Канады Алгонкуин (Algonkin, Algonquin). Как правило, такой головной убор изготавливался из орлиных перьев или перьев птицы беркут. Каждое перо, по идее, означало какой-либо мужественный поступок, который совершил владелец головного убора.

Создание резерваций

По статистике 2011 года около 600 племен проживало на тот период в Канаде. Все эти племена были распределены неравномерно по стране и проживали в резервациях, которых насчитывалось около 2370. Эти все территории определены, как резервации, но реально заселены только около 900. Средний размер резервации в Канаде около 2-х тысяч гектаров. Вот как об этом пишут исследователи С. Оун и Д. Грир из Университета Виктории: “С насаждением европейской формы правления в XIX веке традиционные земли коренного населения отбирались именем Короны, обычно без договора, а аборигенное население концентрировалось в маленьких “резервациях”, которые и близко не напоминали территории, некогда обеспечивавшие поддержание их образа жизни. Леса на землях Короны тогда, как и сейчас, покрывали свыше 90% земельного фонда провинции…”. Исторически в Канаде использовались два пути построения “взаимоотношений” с коренным населением – создание резерваций и ассимиляция с пришлым населением. 

-20

Уровень преступности

Достаточно высок уровень преступности среди аборигенного населения, по статистике даже 20-летней давности мы можем проследить, что 17% всех заключенных в тюрьмах Канады – это коренное население, а ведь они составляют наименьшую группу населения Канады в целом. Уровень самоубийств среди подростков до 15 лет у них выше в 5 раз по сравнению со сверстниками других этнических групп.

-21

Это холодное оружие – элемент костюма одного из индейцев, который стоит слева от меня на следующем фото. Он сам предложил его рассмотреть и дал нам его в руки, это редкость… После основных торжеств было объявлено: “Если вы видите, что на земле лежит что-то от костюма индейца (перья, ткань и т.д.), то вы не можете это брать в руки, вы должны сообщить об этом владельцу или другому представителю общины”. А тут вдруг сам предложил и дал в руках подержать. Я же говорю, редкость!

Закон об индейцах (Indian Act)

Основным законодательным актом, регулирующим отношения между коренными народами и правительством Канады, является Закон об индейцах (Indian Act) от 1876 года с последующими поправками, последние из которых относятся к 1996 году. Закон касается главным образом земельных отношений, но также регулирует общественные структуры, образование, сельское хозяйство, использование недр на территориях коренного населения, ограничения по продаже алкогольных напитков и т.д. В Канаде, как считают местные специалисты, единый закон об аборигенах позволяет избежать различной трактовки и несистемности в государственной политике в отличие, например, от США, где действует более четырех тысяч различных актов в этой области. 

-22

Несмотря на все проблемы, которые присутствовали и раньше, и сейчас в жизни коренного населения Канады, хочется верить, что мыслят они позитивно. Все костюмы у гостей фестиваля, а так же и продукция на продажу очень яркая, очень привлекательная. Достаточно посмотреть на фото выше. Разве это не прелесть? 

Конечно, без сувенира я уйти не смогла…
Конечно, без сувенира я уйти не смогла…