Пятое по счёту Воскресенье после Пасхи посвящено событию, на некоторые важные нюансы которого мы довольно мало обращаем внимание – беседе Христа и самарянки. Беседе, которая может нас научить очень многому.
Эта необыкновенная история приводится в четвёртой главе Евангелия от Иоаанна. Спаситель, отпустив учеников для приобретения пищи встречается с самарянкой у древнего колодца вырытого ещё древним патриархом Иаковом во время самого полуденного зноя и просит у неё пить. Этим он вызывает её удивление, ведь, согласно традиции, иудеи не общались с самарянами – народом довольно близким по родству и религиозным убеждениям.
Здесь стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, то, что эта женщина пришла набрать воды в период, когда солнце припекает особенно сильно. Возможно, это говорит о том, что она была изгоем общества, ведь такую работу делают во время утренней или вечерней прохлады. Жизнь её, как это видно из дальнейшего повествования, была довольно беспорядочна и этим наверняка вызывала неприязнь и порицание со стороны окружающих.
Во-вторых, Господь начинает разговор с ней явно нарушая пусть и не Ветхозаветный Закон, но общепринятую традицию, дабы пожертвовав второстепенным (человеческой традицией) соблюсти главное – любовь к ближнему. В – третьих, Господь, спросив у самарянки пить, учит нас не пренебрегать приёмами риторики и педагогики, дабы затеять душеполезный разговор.
Далее между собеседниками затевается богословская беседа, которая обнаруживает, что душа этой в общем-то неправедной женщины жива – ведь её явно интересуют вопросы истины и спасения. И вот, в определённый момент этого диалога Спаситель говорит ей о том, что он может дать воду, испив которую человек не возжаждет во век: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» (Ин. 4, 14).
Что же это за вода, которую Христос обещает дать самарянке и всем верующим в него? Согласно святоотеческому истолкованию это благодать Божия, оживотворяющая и дающая нетленную радость тем, кто способен её воспринять. Испив этой «воды», святые и сами делаются её источниками, способными напоить многих страждущих.
Когда же удивлённая женщина просит у Спасителя этой воды, он просит её пойти и позвать её мужа: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.»
Удивительный урок преподаёт нам Господь! Зная, что самарянка ведёт неправедный образ жизни, Он обращается к ней как к заведомо благочестивой и тем самым вызывает её покаяние. Сколь успешна была бы и наша проповедь, если бы мы усвоили этот добрый навык общения с людьми, живущими вне церковной ограды!
Далее происходит кульминация беседы, женщина считая Господа пророком задаёт ему главный вопрос про Мессию и получает уверение в том, что она сейчас и разговаривает с тем самым обетованным Мессией.
Самарянка, оставив сосуд для воды (позабыв про столь важное мирское попечение) «…пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4, 28-29).
И тут совершается ещё большее чудо: видя эту женщину с запятнанной, по меркам патриархального общества репутацией, и слушая её слова многие жители той обращаются ко Христу и «И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.» (Ин. 4, 40-42).
Это тоже удивительный пример. Люди, населявшие данную местность, могли бы отмахнуться от своей односельчанки, зная, что она не беспорочна, но они не сделали этого и, потрудившись, обрели спасение.