Найти тему
АПН-НН

Придут и отожмут

Падение на 22 процента объема инвестиций, направляемых предприятиями Нижегородской области в собственное развитие, что зафиксировано статистикой в первом квартале 2019 года, это часть общей проблемы. Это длительный тренд – снижение нормы накопления, инвестирования.

Происходит это по многим причинам. Бизнес зачастую просто боится инвестировать – риски большие, особенно если это средний бизнес: придут и отожмут. У нас, по данным Бориса Титова,  200 тысяч человек по стране сидят или находятся под следствием – на них заведены уголовные дела, чтобы отобрать у них бизнес. У нас очень велик риск рейдерского захвата. Конечно, это касается не всех структур, не малого и не крупного, а обычно среднего бизнеса.

И когда решается вопрос об инвестициях в развитие, предприниматели всегда смотрят и на норму ожидаемой доходности, и на риски. А риски потери инвестиций и даже всего бизнеса носят институциональный характер. И это очень сильно мешает экономике на протяжении уже многих лет.

Иногда владельцев предприятий удерживают от инвестиций в развитие просто расчеты: спрос на их продукцию падает – платежеспособный спрос. Общая ситуация в экономике такая, что бизнес часто просто не хочет инвестировать. А иногда даже и средств нет.

Поэтому в последние годы государство развивает тренд по замене частных инвестиций государственными. Это мощный тренд, который правительство реализует не первый год, в том числе и на территории Нижегородской области. Раз бизнес не хочет инвестировать, говорит правительство, мы возьмем эту функцию на себя.

В результате происходит постепенное огосударствление экономики во многих секторах. И по некоторым данным уже 60-70 процентов ее подчинено государству или является собственностью государства, которое инвестирует в предприятия государственные же средства.

Однако такие инвестиции в большинстве случаев существенно менее эффективны, нежели частные. Частный инвестор более заинтересован в эффективности, поскольку теряет при неудаче намного больше, чем руководитель госпредприятия, которого могут наказать чисто формально, а могут и вообще не наказать, а риск банкротства отсутствует.

Методов борьбы с проблемой падения инвестиций много. Идея партии Бориса Титова заключается в том, чтобы стимулировать инвестиции, и прежде всего частные, за счет ряда мер, в первую очередь, снижения процентной ставки, позволяющей предпринимателю получать более дешевый кредит. Такой подход позволит большему числу предпринимателей вкладываться в свои проекты. Но и этот подход таит в себе риски – инфляционного характера.

А поскольку не  решены многие вопросы институционального характера, в частности, связанные с защитой собственности от рейдерского захвата, то у значительной части экономистов есть сомнения, что предлагаемые Титовым меры будут реализованы или что они будут эффективными.

Пока правительство не спешит брать их на вооружение, или берет в весьма урезанном, половинчатом виде. И на перспективу у меня тоже есть серьезные опасения, что стимулировать в нужном объеме рост инвестиций, не обеспечив защиту собственности, не удастся.

И хорошо, если рост экономики удастся сохранить на сегодняшнем уровне, однако мы видим, что во многих секторах уже начинается снижение. И это еще до начала глубокого мирового кризиса, который, по многим прогнозам, нас ожидает в 2019 или 2020 году и начнется, весьма вероятно, с Китая.

И когда этот кризис, наконец, разразится, то проблемы, которые сегодня тормозят российский бизнес и не дают развиваться быстро, будут отбрасывать нас назад, что отразится и на уровне доходов населения, и на уровне занятости. Хотя особенность российского рынка труда такова, что вслед за падением спроса уменьшается скорее заработная плата – за счет переменной ее части, – а уровень занятости остается примерно прежним. 

Александр Мазин