Статья для конкурса «Большая перемен@»
Автор Любовь Черенкова
Тема цифровизации образования рассматривается с разных сторон на всех уровнях уже не первый год. Началось с информатизации, с внедрения компьютерных технологий в школе. Но этого оказалось недостаточно. Образование претерпевает изменения. С возникновением технологии виртуальной реальности мы теперь уже говорим не об информатизации, а о цифровизации образовательного процесса.
Сегодня у меня есть возможность побеседовать с человеком, который начинал свою педагогическую деятельность, когда в учебных заведениях ни о какой цифровизации не было и речи. Итак, мой гость – учитель истории и обществознания Нерастанновской СОШ городского округа Чехов Московской области Кулак Виталий Александрович.
— Виталий Александрович, Вы педагог высшей квалификации со стажем работы около 23 лет. Расскажите, как начиналась педагогическая деятельность, в какой школе?
В.А.: Моя педагогическая деятельность начиналась в сельской школе, в далёкой деревне, в самой глуши Рязанской области. Там была сельская школа, примерно на пятьдесят учеников (всего!!!), в которой даже находилась печка. Учитель во время урока помешивал угли.
— Вы одним из первых среди учителей-гуманитариев в районе применили информационно-коммуникативные технологии. Где это было? В каком году?
В.А.: Применение ИКТ началось примерно с 2004 года, но уже в другой школе той же Рязанской области, где я проработал более 15 лет.
— Что это были за информационно-коммуникативные технологии? Каким образом происходил процесс обучения с их помощью?
В.А.: В школу были закуплены компьютеры. По иронии судьбы не было преподавателя информатики. Мне пришлось переучиваться и помимо истории дополнительно вести информатику. У меня в распоряжении был компьютерный класс, и, скажем так, возможность творческого подхода к образовательному процессу. На уроках истории я их применял, начиная с простейшей презентации. В то время в продаже появлялись различные обучающие диски, которые также использовались при обучении.
— Как остальные учителя школы отнеслись к этому новаторству?
В.А.: В 2007 году, когда состоялась моя аттестация с использованием ИКТ, присутствовало много учителей района. На открытом уроке, в основном, присутствовали учителя старшего поколения. И для них было шоком, что педагог-гуманитарий так хорошо разбирается в компьютерах и использует их на своём уроке.
— Какие цифровые инструменты Вы используете сейчас?
В.А.: Самый большой цифровой инструмент – это интернет. Там всё можно найти – не нужно искать программы, не нужно закачивать.…Всё делается в онлайн-режиме.
— Я сама неоднозначно отношусь к цифровизации образования. Один раз не смогла зайти в электронный дневник сына, потому что произошёл взлом. Считаю это большим минусом. Также меня настораживает и перевод учебников на электронный носитель. А что Вы, как педагог, думаете о цифровизации?
В.А.: Электронный журнал считается относительно молодым ресурсом, поэтому неудивительно, что возможны и сбои, и взломы. А по поводу электронных учебников могу сказать, что с 2012 года в плане апробации их пытались внедрять. Было поначалу интересно. Но, в конце концов, я понял, что это не всегда плюс. Очень много нужно времени, чтобы дети поняли: тот же элементарный планшет нужно использовать не для игр и посещения социальных сетей, а для обучения.
— Виталий Александрович, как Вы считаете, роль педагога меняется с переходом на цифровизацию?
В.А.: Конечно. Обязательная составляющая по новым стандартам – компетенция учителя, где одним из главных компонентов является знание всех информационно-цифровых технологий и умелое их использование.
— Не умаляется ли роль педагога в связи с этим?
В.А.: Абсолютно нет. Можно использовать цифровые технологии для определённых тем, модулей, уроков, занятий. Это лишь небольшая часть образовательного процесса, можно сказать – подспорье. Основа обучения всё же личное, живое общение с учеником – в этом моё глубочайшее убеждение.
— Открывает ли цифровизация дополнительные возможности в образовании?
В.А.: Да, конечно, но больше для дистанционного обучения или для дополнительных занятий. Когда дети по состоянию здоровья уходят на домашнее обучение, то учителю удобно заниматься с ними через скайп. Это огромный плюс.
— Сложно ли педагогу ориентироваться в условиях цифровизации?
В.А.: По-моему, людям старшего поколения сложно, хотя бывают и исключения. Если брать учителей моего поколения и младше, то овладение компьютерными технологиями идёт гораздо быстрее.
— И, в заключение хотелось бы узнать Ваше мнение о цифровизации. Как Вам кажется – в ней больше плюсов или минусов? Что показывает Ваша практика? Какая система лучше – старая или нынешняя?
В.А.: Я считаю, что от каждой системы нужно брать плюсы. О положительных сторонах современной системы уже было сказано в процессе нашей беседы: дистанционная система обучения в случае болезни ученика – это просто находка и для ученика и для учителя. А минусы – теряется личная связь ученика с педагогом. Нужно отдавать себе отчет, что цифровизация не должна использоваться постоянно, а только как элемент урока, как его дополнение, а не его полная замена. Кроме того, у молодых специалистов, не владеющих методами старой школы, часто страдает дисциплина на уроках. А нет дисциплины – нет и положительной динамики в обучении.
Век информационных технологий диктует свои правила. Виртуальная реальность всё больше захватывает разные сферы жизни человека. Процесс преобразования общества неизбежен. Но, возможно, не все блага компьютерной эры следовало внедрять в процесс обучения? Никакой компьютер не сможет заменить живого человека. Во всём нужна мера.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»