Трибуховце-Жортпков, 12/25 июля
В 6 часов утра мы вновь в седле. Я сопровождаю доктора полка чеченцев. Вместе с ординарцами, что следуют за нами, мы вот-вот должны были оказаться на шоссе, ведущему к Жорткову, когда совсем рядом услышали ружейные выстрелы и душераздирающие крики. Неужто враг столь близок? Нужно это выяснить. Мы пришпорили коней в сторону села, где ночью прошла другая часть нашей дивизии. Нас ждали невероятные сцены, женщины в слезах, кричащие и умолявшие нас не делать им ничего плохого, дети. Старая бабушка со своей дочерью и своими внуками увидев нас пали на колени на улице пред нашими конями и просили нас пощадить их: у них были похищены последние денежные средства. Не противник, а революционные солдаты и всадники нашей дивизии, кабардинцы, прошли там.
В одном хуторе обнаружен был старик. Под его фетровой шляпой видна была свежая рана, нанесенная ударом сабли. Вероятно он не особо торопился отдать свои часы и свои последние кроны. Доктор, впрочем бессильный как все остальные офицеры русской армии, наложил повязку на старого беднягу, вокруг которого рыдая столпились женщины и девочки.
Повсюду на горизонте горящие дома: там, через села проходит русская пехота. Пройдя с двадцать километров, мы остановились в Белобожнице по приказу командира дивизии. Противник кажется атакует Бужаж. А мимо проходящие всадники уверяют, что все резервы фронта обратились в бегство. Наши чеченцы отвели своих коней пастись на овсяные и ячменные поля. Транспортные повозки беспрерывно следуют на восток, чтобы укрыть в безопасном месте армейские поклажи.
Вдруг, на гребне холмов появились маленькие точки, урезавшие обзор пейзажа к северу. Зрелище было столь необычным, что мы инстинктивно двинулись к этой приближающейся живой линии. Но вскоре стало ясным, что-то был авангард дезертиров, людей без ружей, без мешков и имевших на себе лишь свои одежды. Но вот и другие шеренги, которые приближаются и спускаются в эту долину, похоже, живущую повсюду лихорадочной жизнью. То были тысячи дезертиров,
Мусульмане Кавказа воюют следуя вековым мотивам: каждый желает вернуться в свое село или свое племя с крестом на груди и карманами, полными золота. Чтобы заставить этих бесстрашных фаталистов повиноваться им, их офицеры вынуждены часто закрывать глаза на их «слабости». Это трудно для молодых дворян, вышедших из военных школ Севера, но они вынуждены смириться с этим все охваченные непреодолимой паникой и торопящиеся удрать от противника, которого даже не видели. И наши всадники с их старорежимной дисциплиной с удивлением и иронией взирают на это омерзительное зрелище.
Появился автомобиль с маленьким красным знаменем, несущийся со всей скоростью: это один солдат, член комитета армейского корпуса, который реквизировал военный автомобиль для своего бегства вместе со своими «товарищами».
Несломанная подкова Российской имераторской армии/К.А. Мальбахов
Смотрите также:
Часть 1. Генерал Черемисов
Часть 2 . На Ломнице
Часть 3. Штаб «дикарей»
Часть 4. Праздник Байрам
Часть 5. Разговор с одним солдатом
Часть 6. Сцены отступления
Часть 7. С чеченцами и татарами
Продолжение следует.....
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите больше новостей!