Автор: Николай Син, Менеджер-проектов группы компаний Lincoln Brown
ВКонтакте
Каждый менеджер или предприниматель наверняка сталкивался либо слышал о SWOT анализе.
Это метод стратегического планирования призванный для выявления внешних и внутренних факторов анализируемого объекта. Причем объектом анализа может выступать как гигантская транснациональная корпорация, так и дилемма домохозяйки по покупке нового холодильника.
Аббревиатура SWOT расшифровывается как:
S - Strengths (сильные стороны)
W - Weaknesses (слабые стороны)
O - Opportunities (возможности)
T - Threats (угрозы)
Методика SWOT достаточно проста
На матрицу наносится отрицательные и положительные факторы влияющие на проект, что значительно облегчает взвесить все «за и против» и принять обдуманное решение по задаче.
Чтобы объяснить принцип работы со SWOT используем простой и бытовой пример.
Предыстория
На днях в такси я разговорился с водителем, и в процессе разговора стал свидетелем грустной но интересной истории о том как можно купить дорогой автомобиль и чтобы хватало на его содержание нужно дополнительно заниматься частным извозом. На вопрос как так он считал, получил ответ, что по цифрам все билось, но все риски просчитать невозможно. Да и дорогой автомобиль добавляет солидности и уважения, а следовательно и потерпеть можно.
И действительно просчитать математически стоимость солидности достаточно сложно. Но используя SWOT анализ, постараюсь это сделать.
Допустим существует некий парень по имени Серик и он решает дилемму покупки автомобиля в кредит. Используя технологию SWOT анализа, разабьем весь процесс пошагово.
ШАГ № 1. Сбор информации
Первым шагом является сбор информации о проекте, другими словами все факторы которые влияют либо могут повлиять на проект и подробно раскрыть ситуацию. Выбор тех или иных факторов зависит от призмы преследуемых целей, то есть если проект коммерческий более чем вероятно, что основное внимание в анализе будет уделено факторам, влияющим на прибыль. И соответственно наоборот если проект не преследует коммерческие цели, прибыль может отойти на второй план, либо полностью исчезнуть из уравнения. В нашей истории как раз вторая ситуация, после проведения шага №1 у нас сложилась следующая картина:
Серик:
- 25 лет
- Холост
- Менеджер с зарплатой в 200 000 тенге
Ежемесячные расходы:
- Аренда квартиры 65 000 тенге
- Квартплата 8 000 тенге
- Покупка еды 30 000 тенге
- Покупка одежды 15 000 тенге
- Транспортные расходы 15 000 тенге
- Платеж по кредиту за автомобиль 40 000 тенге/месяц на 5 лет
Цели:
- Стать более мобильным
- Выглядеть более солидным
Шаг №2
После того как информация собрана, приступаем ко второму шагу определение сильных и слабых сторон.
Буквы в аббревиатуре S (сильные стороны) и W (слабые стороны) относятся к внутренним факторам, говоря простым языком, это все плюсы и минусы достающиеся вместе с объектом, на которые можно повлиять в той или иной степени в операционном порядке. В нашем случае повлиять в операционном порядке на некоторые факторы не получится, но все же они неотъемлемая часть объекта. Разобьём на две колонки сильные и слабые стороны от покупки автомобиля.
Сильные стороны:
- Серик действительно будет добираться до работы на 15 минут быстрее, чем на автобусе
- Автомобиль сделает его более мобильным, можно поехать на выходных на природу с друзьями
- Появится возможность подзаработать на частном извозе (если иногда таксовать пару часов после работы можно зарабатывать около 30 тыс. в месяц
- Экономия транспортных расходов до 15 тыс. в месяц
Слабые стороны:
- Выплаты по кредиту составят 40 000 тенге в месяц
- Расходы по ГСМ могут составить до 20 000 тенге в месяц
- Ночная парковка до 6 000 тенге в месяц
- Дневная парковка до 16 000 тенге в месяц
- Мойка 4 000 тенге в месяц
- Налог, страховка, тех. осмотр, ежемесячно ~ 7 000 тенге
Заносим все в матрицу и у нас есть первые наброски картины:
Не спешим делать выводы, так как возможно мы упускаем потенциальные перспективы.
Шаг №3 возможности и потенциальные угрозы O и T. На этом этапе нужно изучить внешние факторы влияющие на проект, иначе говоря обстоятельства и возможные события контролировать которые не представляется возможным. Проведем аналогичный разбор на две колонки:
Возможности:
- К сожалению на сколько добавится солидность от покупки автомобиля измерить крайне сложно, а пользу от этого фактора еще сложнее, но все же игнорировать этот фактор мы не можем, так как для Серика он ключевой.
Потенциальные угрозы:
- Вероятнее всего что в течение года, машина будет нуждаться в ТО и расходы будут варироваться от приемлемых до неприличных.
- Скорее всего 1 или 2 раза в год придется оплачивать штрафы за нарушение ПДД.
- Стать участником ДТП в больших городах риск выше.
- Стоимость авто ежегодно будет снижаться
- Рост количества автотранспорта в больших городах будет увеличиваться, трафик и соответственно время пребывания в пробках.
- Политика городского муниципалитета будет ужесточать условия для автолюбителей, в части парковки и ограничений трафика.
Так же заносим все в матрицу:
Настало время объединить всю информацию в одну таблицу.
Т.е. расходы которые можно выразить в денежном эквиваленте за одинаковый период можно вычесть друг из друга, и сопоставить с неисчисляемыми факторами.
Анализ или вывод, который можно сделать из данной таблицы следующий:
За мобильность и солидность, а так же за высвобожденые 15 минут с каждого рабочего дня обойдутся Серику в 48 000 тенге ежемесячно (в течение 5 лет), с периодической тратой времени на подработку частным извозом, с дополнительными расходами по содержанию и обслуживанию (которые могут быть неподъемны с текущим уровнем заработка), штрафами и ухудшающимися условиями для автолюбителей.
Скорее всего наш гипотетический Серик откажется от такой перспективы в пользу общественного транспорта или велосипеда.
А использование SWOT анализа для подобных дилемм на мой взгляд вполне применимо.