Найти в Дзене
СВД

Пулеметная дуэль в азербайджанском Тодане.

1991 год. Азербайджанское село Тодан расположено на горном гребне. Старинные и частично разрушенные дома в верхней части села обстреливались, а те что ниже более

целы. В прошлой статье я писал как мы на двух бронетранспортерах стояли здесь и вынуждены были поменять позицию из за начавшегося минометного обстрела. Я был заместителем командира батальона. Помню как сюда в горы приехал полковник из Москвы для расследования якобы неуставных взаимоотношений, но быстро сел в машину и уехал как только выстрелило градобойное орудие. Родители солдата находящегося в отпуске написали жалобу. Жалоба не подтвердилась. Заняв господствующую высоту, огнем КПВТ мы беспокоили позиции боевиков на противоположном краю обрыва. Сначала нас обстреливали из миномета. Мы поменяли позицию и мины сюда не долетали.

-2

Но однажды у нас произошла пулеметная дуэль. Когда на горы опустилась ночь мы БТР спрятали за здание сельской библиотеки. Я организовал посменное дежурство с офицером, а солдаты заступали на парный пост у бронетранспортеров по два часа. Остальные отдыхали внутри. Рядом с нами располагались позиции азербайджанской милиции, а сзади жилые сельские дома. И вот однажды ночью с армянской стороны мимо здания библиотеки пролетело несколько пуль крупнокалиберного пулемета. До противника было около полутора километров. За последние три недели, крупнокалиберный пулемет по нам еще не стрелял. Вероятно боевики понимая наше превосходство в вооружении перекинули его с другого участка своих позиций. Тут же вторая очередь. Бакинские омоновцы переполошились и повыскакивали из своих окопов. Я оценил обстановку и решил, что по нам бьет ДШК. Он как игла прошьет бруствер милиционеров и укрыться можно только если лечь на дно окопа. Но они все повыскакивали и спрятались за наши бронетранспортеры. На шум прибежали и местные жители. Начальник местной милиции стал с ними ругаться и отгонять в тыл. Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный советский пулемет калибром 12,7 мм, образца 1937 года. Это мощное оружие в руках армянских ополченцев. Если он будет нас обстреливать, то нам и с этой высоты придется уйти. Более того боковую броню наших БТР 60 ПБ он конечно же пробьет. У милиционеров только автоматы. Перед таким огнем они беззащитны. Надо было быстро принимать решение. У нас в башне КПВТ 14,5 мм. Но была сложность. В наших шестидесятках, если целишься ночью , то с включенной подсветкой видны риски прицела, а вспышки огня противника нет. А если выключаешь ночной прицел, то наоборот. Видны всполохи огня противника, но какую риску с делением прицела подвести не видно. Да еще и снайпер может попасть в отражающий прицел. Короче либо ты видишь огонь противника, либо сетку прицеливания.

-3

Расстояние до противника надо определить на глаз и путем хотя бы одного выстрела. Для пристрелки. Но только одного ибо как только БТР выйдет из за укрытия он также становится мишенью и его могут прошить пули ДШК. Я понял что пулеметный расчет противника хочет попасть по библиотеки за которой боком стоят наши БТРы и прячутся милиционеры с местными жителями. Все смотрят на нас и всем интересно как закончится пулеметная дуэль.

-4

Медлить было нельзя и я сам сел на место стрелка пулеметчика. Солдаты , милиционеры и гражданские лежали на земле наблюдая за тем что будет. Мы с водителем договорились, что по моей команде он выезжает из за здания, но не всем корпусом, а только до уровня башни. БТР взревел, двинулся из за нашего укрытия и остановился. Я выключил подсветку прицела и наблюдая противника видел только темноту. Никто не стрелял. Минуты показались часом. И вдруг вспышка и опять темнота. Пули прошли рядом с нашим БТРом. Я интуитивно запомнил место всполоха огя , включил прицел и подвел риску на 1700 м . Потом опять ждал понимая, что вторая очередь для нас может быть попаданием в корпус. Опять всполох и опять мимо нас. Я дал в ответ короткую очередь и видел, что мои пули пошли ниже. Быстро включил, подправил и выключил. Дал вторую очередь. И вот взрыв искр от воспламенившегося металла. Понял, что попал. Дал еще одну очередь. Потом третью . Через открытые люки услышал всеобщий восторг и ликование. Кто то даже крикнул "Хватит".

-5

Водитель рванул передачу и мы двинулись задом за укрытие. Когда я вылез из бронетранспортера, в темноте азербайджанский милиционер спрашивал солдат: "А кто стрелял?". Солдат стрелок пулеметчик лежащий с остальными на траве кивнул на меня. Сержант подошел, пожал мне руку и сказал: "Я воевал в Афганестане, но что бы так стреляли не видел". Честно говоря я и сам не понял как мог так попасть. Это было настолько стрессово, да и в присутствии стольких "зрителей", что не попади и проиграй эту дуэль я бы опозорился. И не только перед солдатами. Опозорил бы все внутренние войска в глазах милиционеров и жителями села Тодан. С того дня прошло уже двадцать восемь лет, а все помню как вчера.

-6