С 1 июля 2019 года все расчёты за коммунальные услуги в России должны будут производиться с помощью контрольно-кассовой техники онлайн. Эти меры вводятся государством для улучшения налогового контроля коммунальных платежей. Однако ресурсоснабжающие организации уверяют, что полностью реализовать их невозможно. Кроме того, нововведение потребует от коммунальщиков дополнительных расходов, которые в конечном итоге лягут на плечи потребителей услуг.
Поставщики коммунальных ресурсов при оплате за свои услуги должны будут формировать не только бумажную квитанцию для граждан, но и электронный чек для налоговых и контролирующих органов.
Проблема в том, что ресурсоснабжающие компании не заключают прямые договоры с населением, поэтому просто не знают, кому конкретно оказывают свои услуги. Кроме того, данные потребителя и плательщика могут быть разными в случае, если оплату производят родственники или доверенные лица владельца квартиры.
Чтобы сформировать кассовый чек, ресурсной компании понадобятся персональные данные плательщика, которые по закону должны быть надёжно защищены и не подлежат разглашению. Выходит, что плательщик должен передать их в банк, а тот, в свою очередь, – поставщику коммунальных услуг. Сделать это не всегда возможно.
Другой способ учёта платежей законом не предусмотрен. Работа коммунальщиков без онлайн-кассы будет караться крупным штрафом в размере 75-100% от суммы платежа (не меньше 30 тыс. рублей).
Переход на такую систему потребует от поставщиков коммунальных ресурсов дополнительных материальных затрат на обучение персонала, техническое оснащение, разработку специального программного обеспечения и выплату комиссии банкам за их услуги по передаче информации.
Свои расходы ресурсные компании оценивают в 1,5 млн рублей в год. Постоянно жалующиеся на своё плачевное финансовое положение коммунальщики утверждают, что не могут позволить себе такие глобальные траты.
Поэтому, вероятнее всего, они будут переложены на конечных потребителей услуг – рядовых россиян в виде повышенных тарифов.