Дягилевский фестиваль в Перми становится все более заметным в мире искусства. Почему же мероприятие такое значимое и стоящее для посещения? Есть ли в российской провинции достойные арт-события? Мы съездили и разобрались сами. Рассказываем!
Первая причина: Теодор Курентзис
Кто такой Теодор Курентзис? Чем вызван такой ажиотаж вокруг этого дирижера? Стоят ли его концерты этих бешеных денег?
Вопросов много. Но стоит лишь прийти на его концерт- и вы сразу все поймёте! Динамика, чувственность, полное погружение в музыку. Он, оркестр, слушатели и музыка становятся единым целым. Вы будете заворожены с первых нот до чарующей тишины последних аккордов! И, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Наташа Мефодьева, меломан
Официально господин Курентзис - художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna. Но за статусом не передать той харизмы дирижера родом из Афин, которая вывела Теодора в ранг мировой рок-звезды классической музыки. Особый философский взгляд и полная преданность вдумчивому прочтению партитуры - вот его отличительные черты. Как признается сам Курентзис, "Я – человек восточный. Одна половина моей истории афинская, другая – константинопольская".
Вот и думайте, что есть что, пока погружаетесь в бездонный волшебный мир звуков - например, на Яндекс.Эфире уже выложена трансляция закрытия фестиваля этого года, у вас есть шанс оценить каждую деталь.
Причина вторая: новые жанры в музыке
Если вы думаете, что Дягилевский - это про академическую музыку, спешим вас опровергнуть. Фестиваль - это про музыку вообще, а за последний год укрепилась его репутация в качестве площадки для новомодных жанров. Кто еще, например, привезет в Пермь (да и в Россию) исландское синти-рок-трио? Или поставит провокативных Shortparis в ночную программу? Не говорим о всех местных инициативах с творческими коллективами и открытой для всех экспериментов лаундж-зоной до трех часов ночи.
Что потрясло особенно? Индастриал-выступление Hammerschlag (“Удар молота”) в одном из цехов завода Шпагина (бывший мотовозостроительный завод). Сначала было ощущение погружения в Берлин 20-х годов (привет, терменвокс!), потом перебросило в большую стройку 60-х (кирпичная пыль летела только так), а на десерт выступал сам Теодор Курентзиса в роли чтеца стихов и повелителя молота (как музыкального инструмента, разумеется).
Ира Яшина, со-основатель клуба
Причина третья: иммерсивные постановки
Одно из первых мероприятий фестиваля, на которое мы попали - Musica Fugit (Музыкальный побег) в формате иммерсивного театра.
Я считаю, что я далеко от искусства, поэтому меня тяжело задеть, но это было невероятно! Мы живём в эпоху огромного информационного потока: под бесконечные пуш-уведомления тяжело воспринять душевные терзания на слух в музыке, глазами на картине, смотря произведение в классическом театре. И вот, появляются иммерсивные постановки, где человек может ощутить себя внутри истории. Musicа Fugit начался как классический музыкальный концерт части оркестра musicAeterna (оркестр Теодора Курентзиса), но на заброшенном заводе. Внезапно из цехов стали выбегать люди чемоданами, уводя за собой зрителей в бесконечные цеха, наступило ощущение дороги. В одном из цехов из толпы начали забирать участников. Мне кажется, я ощутила то, что описывают семьи репрессированных - когда ты боишься, что тебя, или твоих близких вот-вот уведут - а как ещё, если не в практической ситуации? А потом у нас забрали паспорта и телефоны. Все это было в полной тишине, вообще, за время спектакля герои не произнесли ни слова (только звуки музыки и женского сопрано). Дальше были бесконечные перебежки на территории завода и города, спутниц я давно потеряла. В одном из цехов нам играло струнное трио musicAeterna, оставшиеся со мной 10 зрителей сидели на железных лавках, актёр, прибежавший в начале с чемоданом, достал из него кусочек хлеба и начал делить между зрителями. Каждому по кусочку. И я ведь прекрасно понимаю, что завтракала утром и поужинаю вечером, но ощущение голода не покидало, как будто с этими людьми мы сидим в одной камере, под одним преследованием уже давно, ощущение неопределенности и потерянности. И все это под звуки живой классической музыки!
Описывать можно бесконечно, но в этом и суть иммерсивной постановки, что на бумаге/экране компьютера/на слух не поймёшь. Нас сажали в автобус и увозили в неизвестном направлении, закрывали в цехах, знакомили с семьей сослуживцев (честно сказать, слова «другие зрители», «актеры» после двух совместных часов уже не ложатся в текст). А потом в подвале старого порта мы встретились! Встретились мы с девчонками, соединился оркестр, мы начали танцевать!
Я кажется писала, что описывать бесполезно. Вообщем, закончилось все тем, что с завязанными глазами нас привели в неизвестное место, где играли musicAeterna. И, внезапно, - тишина. Артисты, инструменты пропали. Мы в зале ожидания вокзала. Во истину музыкальный побег!
Лиза Терентьева, со-основатель клуба
Причина четвертая: фестивальная программа
Вместе с основной программой фестиваля на Дягилевском есть обширная программа лекций, экскурсий, мастер-классов, творческих занятий. Записываться на них тоже нужно заранее, мы успели попасть на йогу, фламенко-перфоманс и экскурсию по Заводу Шпагина.
"На фестивале у меня случился лучший йога-опыт. Рано утром под дождем мы пришли в ангар завода, переделанный под выставку. Я сидела перед гигантской инсталляцией из книг и ножей, в соседних цехах репетировал оркестр, тучи рассеивались, нас заливало солнечным светом - тело и голова наполнились нереальным потоком энергии."
Лиза Терентьева, со-основатель клуба
Причина пятая: город
Было бы несправедливо не отметить локацию: город как-никак влияет на общее впечатление от фестиваля и выступлений.
Это здорово, когда находится неочевидное: в Москве всегда есть большие проекты, на которые всегда есть в предложении руки и головы. А в Перми - в провинции - это совершенно неожиданно. Неожиданно, когда в соседнем здании в этом городе вечером собираются Марина Абрамович, Питтер Сэлларс и Теодор Курентзис.
Да, Теодор играет огромную роль в развитии фестиваля - спасибо художественному руководителю, но и команда старается не отставать, придумывая новые ходы и активности.
Паша Катаев, команда по внешним коммуникациям Пермского театра оперы и балета
Что попробовать для полного погружения в атмосферу города? Без попсы и посикунчиков советуем зайти в уютный Старокирпичный переулок рядом с частной филармонией “Триумф” и недалеко расположенный независимый книжный “Пиотровский”. А в добавление к просвещению рекомендуем театр “Театр” ( но проверяйте отзывы на постановку - не всегда есть удачные! Тем не менее, шампанское за 1000 рублей/бутылка скрасит и самой китчевое мероприятие).