Найти тему
Русь Триединая

О СВЯЩЕНСТВЕ

«Священство не есть человеческое учреждение, а божественное. В  самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос  благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12  апостолов избирает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает  полномочиями продолжать дело Его.» «Апостолы  получили благодать от Самого Пастыреначальника Христа и затем преемство  это благодать переходит к пастырям до наших дней.
«Священство не есть человеческое учреждение, а божественное. В самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12 апостолов избирает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает полномочиями продолжать дело Его.» «Апостолы получили благодать от Самого Пастыреначальника Христа и затем преемство это благодать переходит к пастырям до наших дней.

И как жалки те христианские общества, которые отвергли иерархию. Знают ли, чего они себя лишили, что они утратили? Если в обыденной, мирской, гражданской жизни существует передача полномочий, и кто получает их, тот чувствует за собой силу, твердость и свободу, то как она должна быть понятна в жизни духовной, нравственной, в области действия благодати Святого Духа. На преемстве священства основано у нас, между прочим, священническое благословение. Это не есть простое приветствие. Оно имеет глубокий духовный смысл. Священники носят в себе благословение от Самого Христа, носят особый дар — пастырства, они совершители святых тайн. Благословляясь от священника, мы благословляемся как бы от Самого Господа Христа.

К сожалению, у нас часто не понимают священнического благословения, иные им злоупотребляют, Когда подходят к пастырю без всякого внутреннего переживания. Лишь только поприветствовать его, другие сим благословением даже пренебрегают, когда считают за унижение взять благословение. С другой стороны и пастырь, преподающий благословение, должен сознавать, что он преподает не свое, а Христово благословение, и должен от всей души желать преподающему духовного блага, здравия, благополучия, благодати Святого Духа.

-2

Высок священный сан, высоко пастырское служение. Оно по преимущества есть знак любви ко Христу. Когда Спаситель наш по воскресениям утверждал своих учеников в апостольском звании, Он говорил апостолу Петру: «Петре, любишь ли мя.» — и вот, если любишь, то «посей овцы Моя», — и так три раза. На сем останавливает свое внимание святой Иоанн Златоуст, и так любомудрствует: любовь — вот главная добродетель пастыря. Любовью должно гореть сердце пастыря. Не сказал Господь Петру: «Подвизайся в посте, спи на голой земле, бодрствуй непрестанно, защищай притесняемых, будь сиротам вместо отца и матери, но, если любишь Меня, паси овец моих».

Любовь таким образом, — вот что должен носить в своем сердце пастырь, вот чем должна украшаться его нравственная личность. Святой Иоанн Златоуст даже дальше идет этого. Он говорит, если так, то и неважно будет ли пастырь строгий аскет, будет ли он искать уединение или икать общения с людьми, будет ли он прост в одеждах или же носить изысканную, главное для пастыря опять-таки любовь. Если пастырь имеет любовь — то ничто пред нею другие добродетели. Что священники совершают на земле, то Бог совершает на небе. Не значит ли это, что Господь им дал власть небесную. Отец суд весь дал Сыновий (ин. 5,22), а я вижу, говорит Иоанн Златоуст, что сын весь этот суд вручил священникам.
Священник имеет дело со словесными овцами, душами человеков. А что такое душа человеческая? Это многосложная сущность, при этом весьма ценная в очах Божиих. Одна душа человеческая дороже дороже всего мира вещественного, говорит преподобный Макарий Великий. Душа это нечто удобоподвижное, легкокрылое, неутомимое, способное в одно мгновение перебегать мысленно большие пространства. Душа — это бессмертная сущность, которая от Божества должна почерпать себе духовную пищу (преподобный Макарий Египетский).

С душою человеческою нужно действовать крайне разумно, осторожно, нежно и внимательно. Это не то, что пастырю бессловесного стада с овцою. Там, если он потерял овцу, то терпит ущерб материальный, здесь же потеря словесной овцы влечет за собою великую нравственную ответственность. Там обыкновенный пастырь защищает своих овец и ведет борьбу со внешними врагами, здесь же священник, ограждая словесное стадо, должен вести брань против начал, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6,12). Там, пастырю обыкновенных безсловесных овец, в случае, какая овца уклонится в сторону, отбежит, отстанет, заблудится, достаточно возвысить голос, поднять посох и овца бежит на свое место, здесь же с душою человеческою нелегко справиться. Тут нужно убеждение, вразумление. Любовь, и при этих условиях нелегко, однако поддается влиянию словесная овца. Она может совершенно загрубеть, очерстветь, дойти до сатанинской гордости и тогда совершенно ускользает от пастыря.

Мне сказали не сразу распознают пастыря…
Да и для пастыря есть свой нравственный рост. На первых порах с недоверием могут относиться к ревностному пастырю, даже подвергать его осмеянию, притеснениям и гонениям. Так было со многими пастырями. Но вот пройдет время, и добрый пастырь войдет в силу, сделается как бы господином своего дела.
Но говорят трудно в настоящее время держаться на высоте своего призвания. Семейная обстановка, материальная необеспеченность и неуважительное отношение общества е пастырю — должно парализовать у пастыря всякую энергию, всякую любовь к пастырскому делу. Правда в весьма тяжелых обстоятельствах приходится современному пастырю жить и действовать, но опять не забудем о благодати Божией, почивающей на каждом пастыре. «Все могу в укрепляющем Меня Иисусе Христе» (Флп.4,13) говорил апостол Павел. Эта-та благодать и поможет пастырю все превозмочь и выйти победителем всех темных сил ада на него ополчающихся.

Но как смотреть на священников с недостатками? Обыкновенно у нас по жизни священников судят о самой вере нашей православной, о священстве и т.д. Какое тут глубокое недоразумение! Причем тут вера, причем священный сан, если носитель его недостойный человек. Вера так и остается святой, а священный сан Великим Божьим учреждением Церкви. Что же касается того, если священник с недостатками, то нужно не издеваться над ним, не поносить его сана и святой веры, а глубоко скорбеть и молиться Господу Богу, дабы он укрепил его как человека, и оставляя его нравственный недочет, принимать от него священническое служение, как ни ему принадлежащее, а самому Господу Христу. Да и что такое нравственный недочет? Как мы можем судить о его силе, степени в том или другом человеке? Ибо никто от человека не весть, «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?»
(2 Кор.11). Ты видишь его нетрезвость, но, быть может, через это он глубоко смиряет себя и унижает, ты видишь его иной раз поспешно служащим, но ты не знаешь, здоров ли он, не страдает ли физически ужасно.
Однажды во время торжественного служения при множестве собравшихся священников у меня неожиданно явилось какое-то чувство уважения ко всем пастырям, при этом я невольно обвел всех глазами и почудилось мне, что каждый из них носит как бы какую-то печать, что-то особенное усмотрел я в каждом, и это особенное, кажется и есть та печать благодати священства, которое сподобляется каждый иерей.

Слава же Господу нашему Христу Спасителю, скажем мы в заключение, за все, и за священство, которое ведет нас в царство небесное! Аминь.»

Выдержки из статьи епископа Арсения Жадановского..

Источник: Статья Смерть, где твоё жало, Ад, где твоя победа? http://russtriedin.ru/temy/19-lichnost/275-smert-gde-tvoe-zhalo-ad-gde-tvoya-pobeda