Для того, чтобы писать книги не просто для исполнения контракта, заключенного с издательством, я советую больше читать зарубежных писателей, благо сейчас их книги издаются на русском языке, например, польских авторов пишущих в жанре фэнтези. Но в данной статье мы будем рассматривать книгу Г.Гаррисона "Молот и Крест", как раскрывает писатель тему:
1. Писатель показывает читателю не магический мир, а раннее средневековье в Англии, но мы причисляем данную к книгу к историческому фэнтези по следующим причинам: а) герои данной книги указываются в сагах викингов, но под другими именами, или жили в разные эпохи, или не являлись кровными родственниками. Например, историки считают, что упоминаемый Ивар Бескостный (или Айвар) был, но воевал в Ирландии и умер от старости, а Рагнар Лотброк - вообще мифический персонаж, его на самом деле не было. б) строительство и использование героями в массовом порядке римских осадных орудий. в) вмешательство богов в судьбы героев. г) в книге показаны мифологизированные сцены казней, например, бросание человека в яму со змеями. д) в книге показана тактика ведения войн викингов, как проводился сбор местного ополчения - танов, как ведут себя английские ополченцы при встрече с викингами, до какого времени ополченцы готовы сражаться за местного короля, когда они понимают, что могут безнаказанно нападать на викингов. е) влияние католической церкви на решения местных королей.
2. Главный герой (далее - ГГ) является бастардом, с собачьим именем, занимался местной борьбой, знаком с кузнечным делом, видит странные сны, из которых читатели знакомятся не только с норвежской мифологией, но и с альтернативными идеями как развивалось человечество. ГГ стоит на перепутье судьбы - социальный лифт может качнуться и вниз, и вверх, то есть не будь вторжения ему грозил рабский ошейник, а при вторжении ему грозит смерть или рабство или возвышение. Самое главное автор показал, что ГГ всегда обязан отвечать за свои поступки: или он лишается глаза за предательство во время битвы, или обязан участвовать в поединке с викингами, за то,что шпионил за рабынями или за не адекватное по мнению викингов поведение, или брать на себя ответственность по командованию разделившейся армией, или жертвовать близкими и любимой девушкой ради победы и последующего мира.
3. Автор знакомит читателей с родными ГГ, при этом и со стороны англичан, и со стороны викингов, среди которых оказался его отец, зачавший его при предыдущем набеге. Читателям автор показывает, что родство и с теми, и с другими для ГГ не является по-родственному теплым, даже для отца он необходим лишь для упрочнения своего статуса, а отношения его отчимом и сводным братом вообще кошмарные. Но при этом ГГ удается найти друзей среди бывших рабов и викингов, с которыми он начинает новый жизненный путь.
4. Что мне нравится в этой книге: автор красиво описывает битвы, конечно с не такой исторической точностью, но ему веришь: а) что при штурме и взятии города богатые кварталы и церкви сразу берутся под контроль отрядов ярлов, имеющих многочисленные отряды, что богатая часть горожан сама впустит их, пока остальная часть горожан будет героически стоять на стенах и пытаться отбить штурм других менее знатных викингов. б) что после битвы воинам обязателен отдых на неделю, если не больше, со множеством вина, женщин и развлечений. в) что для получившей урон армии викингов от англичан, которые всегда покорно платили дань, необходимы показательные казни знатных англичан. г) что разбив армию и получив огромную добычу армия расслабляется и привести ее в боеготовность очень сложно.
5. В книге ГГ достигает огромных успехов для бастарда, но при этом мы верим этому, ибо за каждый маленький успех ГГ всегда платит, вплоть до того, что отдает в жертву отца. При этом ГГ благодаря своему окружению смог оставить в себе частичку человечности, ведь в самом начале книги ГГ действует очень жестоко и по всем канонам викингов, то есть убивает на поединке молодого воина - гадгедлара Флана со словами, что он оправляет его на берег мертвых - отдает в жертву одноглазому Одину - богу предателей, отказывается забрать его оружие, доспехи и выкидывает их в реку. В конце книги он отказывается добивать армию франков, то есть отказывает приносить жертву Одину за успехи в битвах, что по меркам средневековья - это очень большой риск потерять удачу в бою и погибнуть.
В следующей статье я также попытаюсь показать как же пишут российские и зарубежные писатели в жанре фэнтези.