Дорогие друзья! Рассказывая о современниках Владыки Иоанна (Островского) мы несомненно должны были бы рассказывать о тех людях, которые общались с ним лично, или же хотя бы жили с ним в одно время. Но говоря о архимандритах Пыскорского монастыря всё же позволим себе немного углубиться в историю и рассказать подробнее о современниках наместника Пермского Евгения Петровича Кашкина, с которым (в общем то немного позже означенных нами лиц), но непосредственно общался Владыка Иоанн.
Почему мы решили «капнуть поглубже»? Ответ очень прост. Во время предшествующее и последующее образованию самостоятельной Пермской епархии, в наш город был последовательно перевозим Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь ставший затем Архиерейским домом и Спасо-Преображенским собором, которые украшают наш город и поныне.
АРХИМАНДРИТ ИАКИНФ
Перенос монастыря в Пермь начался в годы руководства архимандрита Иакинфа Кашперова. Его мирское имя неизвестно, родился он в 1723 году от священника Тобольской епархии Андрея Кашперова. Воспитавшись под надзором отца и брата, протоиерея Березовскаго, он был рукоположен во священника, но рано овдовев ( в 27 лет) оставшись бездетным, пожелал уйти в монашество.
Если верить составителю Истобенской летописи, проникнутому особенным уважением к архимандриту Иакинфу, станет ясно почему на его крики и на выстрелы одного из его убийц — Геннадиева не явилась ни одна живая душа, а все спали.
В монахах Пыскорскаго монастыря, при их многочисленности и богатстве, еще при архимандрите Иусте начали развиваться пороки. Так в 1762 году Синодом строго было предписано архимандриту Никифору вывести и искоренить их все. Но вероятно ни он, ни Леонид, пи Амвросий, ни Симон, преемственно управлявшие Пыскорским монастырем, не могли пресечь всего того зла и разнузданности, которые поселились тогда в монашествующих. И вот все эти пороки встретились с испытанной твердостью характера архимандрита Иакинфа, который не мог подобного терпеть. С одной стороны годами укрепившаяся привычка, с другой решительная настойчивость переменить во чтобы-то ни стало эту привычку, столкнулись в прямом смысле выражения «не на жизнь, а на смерть». В каждый желающий сейчас может ознакомиться с материалами дела о убийстве архимандрита Иакинфа, стоит лишь прийти в Государственный архив Пермского края. «Более ста страниц страха, ненависти, злобы и гордости», — так бы я описал суть бумаг собранных по этому делу и сохраняемых в архиве. А ещё при желании подробные сведения о архимандрите Иакинфе можно найти на просторах интернета в Известиях Пермского епархиального Церковно-Археологического общества. Выпуск 1. 1915г.
Отец Иакинф был убит по подговору одного штатного монастырского приказного служителя. Ему очень хотелось переехать в Пермь к св. Пасхе 1793 года. К тому же стоит сказать, что монастырь в Перми к 1793 году приведен был если не в совершенное состояние, то по крайне мере в приемлемое. Окончательное переведение монастыря из в Пермь состоялось уже в 1794 году, при архимандрите Ювеналие. Он прибыл на настоятельство 16 августа 1793 года из Ростовскаго монастыря в честь преподобнаго Аврамия.
АРХИМАНДРИТ ЮВЕНАЛИЙ (СМИРНОВ)
Вообще отец Ювеналий был долгое время префектом Казанской духовной семинарии, в сане игумена. Затем с 1772 года состоял законоучителем кадетского корпуса. В 1774 году он был назначен игуменом Зилантова-Успенского монастыря (в Казани), а в в 1775 году году был переведен в Кизический монастырь.
В 1780 году игумен Ювеналий был переведён в Царевококшайский монастырь с возведением в сан архимандрита. В 1780 и 1785 годах исполнял чреду священнического служения в Санкт-Петербурге. В 1782 — 1785 годах архимандрит Ювеналий — настоятель Можайского Лужецкого монастыря. В 1786 — 1787 годах — настоятель Нижнеломовского монастыря и ректор Тамбовской духовной семинарии. 17 мая 1787 года переведён в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь.
Домовая церковь во имя святителя Стефана Великопермского была освящена 24 ноября 1793 года. Из-за ошибки архитекторов алтарная апсида храма была выведена на северную сторону. Спустя пять лет, при игумене Евсевии, алтарь Стефановского храма перестроили на восток, а церковь освятили вновь. Двухэтажное здание Архиерейского дома выстроено по проекту архитектора Г.Х. Паульсена. Крестовая церковь была соединена с настоятельскими кельями. В нижнем этаже церкви находилась ризница. После учреждения Пермской епархии в 1799 году Пыскорский монастырь был преобразован в Архиерейский дом.
Спустя какое-то время архимандрит Ювеналий сделался жертвой доноса со стороны одного обиженного лица и остался в числе братства. В 1802 году был переведён в Цареконстантиновский мужской монастырь Владимирской епархии. Скончался отец Ювеналий не ранее 1804 года.
АРХИМАНДРИТ ИОАСАФ
Архимандрит Иоасаф родился в 1751 году. В молодости ему удалось побывать в Константинополе, на Афоне и в Молдавии, там он изучил языки греческий, итальянский, французский, немецкий и румынский языки.
В 1786 году состоялся его монашеский постриг в Ниловой пустыни, там он некоторое время был канонархом и уставщиком. В 1787 году он был рукоположен в иеромонаха, а в 1788 году, по указу Святейшего Синода, как знающий греческий язык, определен обер-иеромонахом флотского духовенства на Средиземном море. Там он участвовал в трех сражениях и 29 ноября 1790 г. за подвиги во время морских сражений получил бриллиантовый наперсный крест.
17 декабря 1790 г. иеромонах Иоасаф посвящен во игумена Арзамасского Спасского монастыря, 13 июля 1791 г. произведен во архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря. В 1797 г. 22 июня назначен в ставропигиальный Спасо-Преображенский Пермский монастырь, несмотря на просьбу об увольнении на покой по болезни. Он так и не приехал в Пермь, не послушался указа Синода, заявил решительно, что по болезни не может продолжать настоятельства и в ноябре 1797 г. был уволен на покой в родную для себя Нилову пустынь, где и скончался 21 февраля 1804 года.
АРХИМАНДРИТ НИКАНОР
Архимандрит Никанор был родом из дворян и отличался образованностью. Он передал Пыскорский монастырь в ведение Епархиального начальства, тогда только новооткрытой ещё Пермской епархии. В недолгое время управления монастырём отец Никанор сделал для него немало. Под его руководством был перестроен алтарь в домовой церкви 2 марта 1798 года, а также предпринималось много трудов по строительству Преображенского собора и поиску угодий для него. Кстати нужно отметить, что первый камень в основание Преображенского храма положил игумен Врехочепецкого Вятского монастыря Евсевий, бывший управителем монастыря до приезда архимандрита Никанора. Ну а что было дальше Вы знаете .Около храма в 1810 году возвели каменный корпус для монашествующих и архиерейских певчих. По замыслу архитекторов, домовую Стефановскую церковь соединили с другими строениями в единое целое. Таким образом, Спасо-Преображенский кафедральный собор, Крестовая церковь во имя святителя Стефана Великопермского, три двухэтажных каменных корпуса, а также хозяйственные строения составляли единый церковно-административный комплекс.
ИЕРОМОНАХ НИКАНДР
Сведений о иеромонахе Никандре на самом деле сохранилось крайне мало, несмотря на его значимую роль в истории нашей епархии. Некоторые сведения о нём мы можем найти в истории Соликамско-Истобенскаго Свято-Троицкого мужского монастыря.
Во второй половине 1806 года, тогда уже в сане игумена прибыл отец Никандр в Соликамский монастырь. До поступления на это место как мы уже говорили игумен Никандр не только нес должность эконома при пермском архиерейском доме, но и комиссара при семинарии с 1803 года по 1806 год, когда по прошению от оной был уволен, а по выезде из монастыря опять служил комиссаром по 1810 год, и хотя в это время, в следствие запутанности счетов попал под суд, но был оправдан и не лишился благорасположения второго архиерея самостоятельной Пермской епархии — Преосвященнаго Иустина, который и брал его с собою в поездки при обозрении епархии для участия в архиерейском служении.
Первым большим делом игумена Никандра в возглавляемом им монастыре было исправление повреждений в монастыре, происшедших от пожара, случившегося 18 апреля 1806 года. В декабре того же года игумен Никандр , подрядил мастера Пенягина покрыть крыши на Благовещенской церкви, алтаре, ризнице и крыльце с условием, начав работу в мае 1807 года, окончить её в том же году.
За тем в 1807 году он нашёл мастеров для сооружения глав и крестов на упомянутом храме. В следующем 1808 году игумен Никандр исправил крыши, полы и потолки в Михайловском храме, потом покрасил железную крышу на Троицком и деревянную на Благовещенском храмах. При такой усиленной деятельности игумен Никандр умел найти и средства для покрытия чрезвычайных расходов. Он отдал надежным людям в оброчное содержание Лысвинские покосы и мельницу за хорошую сумму,—300 р. асс. в год,—с получением денег за год вперед. Более полных сведений о игумене Никандре нам к сожалению не удалось найти, известно лишь, что преемником игумена Никандра стал игумен Гавриил.