Сложнейшую операцию провели на Черниговщине (Украина. — Авт.): врачи спасли жизнь человеку, поступившему к ним с ножом… в сердце.
О транспортировке больного в областной центр не могло быть и речи: оттуда уже спешили заведующий отделением торакальной хирургии Черниговской областной больницы, врач высшей категории с 25-летним стажем Олег Лузан и анестезиолог Владимир Домашенко. Работники райбольницы тем временем срочно предпринимали противошоковые и другие предоперационные меры.
Хирург Олег Лузан:
— Пациент лежал на операционном столе и лаконично отвечал на вопросы. Давление у него было нормальное, пульс ровный. Мне ассистировал заведующий хирургическим отделением местной ЦРБ Владимир Ломаковский, а на страже самочувствия больного был мастер своего дела, опытный анестезиолог Владимир Домашенко.
Когда я раскрыл грудную клетку, то крови в плевральной полости было мало. Еще надеялся, что, может, нож не попал в самое сердце, но вскоре убедился, что ранение сквозное.
К счастью, после того как вынул нож, большого кровотечения не последовало и удалось зашить две дырки. Но выше, в стенке левого желудочка, заметил еще один линейный порез. Это был след от второго ножевого удара (о нем говорил пострадавший перед операцией).
При осмотре правой боковой стенки сердца заметил рваное, неправильной формы отверстие на боковой стенке правого желудочка, прикрытое сгустком крови. Осторожно, затаив дыхание, наложил шов — в надежде загерметизировать камеру сердца. Но вдруг фонтаном, толщиной с палец, полилась кровь… Сердце билось с перебоями и могло вот-вот остановиться. Буквально пальцем зажал дыру, наложил сосудистый зажим и ушил дефекты (их оказалось аж четыре!).
Хирургу Лузану удалось остановить кровотечение. Всего пациент потерял около четырех литров крови. В свою очередь анестезиолог Владимир Домашенко, несмотря на критическую ситуацию, смог удержать гемодинамику пострадавшего: давление оставалось в норме, остановки сердца не было. Это и предопределило успешный исход столь сложной операции.
Анестезиолог Владимир Домашенко:
— Первое, что мы сделали, это оценили состояние пациента, который находился в сознании и общался с нами. Местные врачи уже провели необходимую интенсивную терапию. Мы установили три системы (катетеры. — Авт.) и получили три венозных доступа в кровоток больного. Затем осуществили общее обезболивание, перевели на искусственную вентиляцию легких, ввели наркоз и начали операцию.
На первом этапе операция проходила стабильно, но потом началось сильное кровотечение — и тут уж пришлось попотеть: снижалось давление, пациент терял кровь. Все же ситуацию удалось стабилизировать. Для этого проводилась гемотрансфузия, инфузия плазмы, эритроцитарной массы, физрастворов и других медпрепаратов, которые компенсировали огромную кровопотерю и удерживали объем циркулирующей крови.
29 мая самочувствие пациента позволило перевезти его в Черниговскую областную больницу. Его состояние уже не критично, но до сих пор он находится под постоянным контролем врача-кардиолога (на сердце наложены швы, вызывающие рубцы, которые могут привести к инфаркту миокарда).
Как признался Олег Лузан, за 25 лет его хирургической практики нож из сердца он вынимал впервые. Хотя приходилось оперировать людей не только с ножевыми, но и пулевыми ранениями, а также после разрыва диафрагмы и пищевода.
Игорь Гилев
Чернигов — Минск