Найти тему
Шпионский киномир

"Семнадцать мгновений весны". Альтернативный мир Третьего Рейха. Часть первая

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Когда в августе 1973 года советские телезрители впервые увидели 12 серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», то многие поверили: показанные в нем события происходили на самом деле. На самом деле съемочная группа сумела создать телевизионный мир Третьего Рейха, который радикально отличался от происходящего в нацистской Германии.

Как фильм оценила власть

После просмотра сериала руководитель СССР Леонид Брежнев, приказал присвоить звание Героя Советского Союза главному герою — Максу Отто фон Штирлицу (он же – полковник Максим Максимович Исаев). Когда объяснили, что это вымышленный персонаж, генсек распорядился: «Тогда дайте Героя этому красивому артисту!». Вячеславу Тихонову присвоили звание Героя…, но Социалистического Труда. Это красивая легенда. Актер получил эту награду в 1982 году «за большие заслуги в развитии советского киноискусства».

За участие в фильме «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов в 1976 году вместе с другими участниками съемочной группы был награжден «Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых». Ее вручали ежегодно трем творческим коллективам. Звучит цинично, но это достаточно скромная награда за созданный телевизионный мир Третьего Рейха. В него зрители верили больше, чем созданный авторами учебников истории и научно-популярной литературы.

На Лубянке сериал, а точнее образ советского разведчика, оценили выше. В 1978 году премию «КГБ СССР в области литературы и искусства» получили писатель Юлиан Семенов и актер Вячеслав Тихонов. Любопытно, что награда была учреждена в 1978 году. Возможно, что и под фильм.

Произошел «конфликт» между официальной реакцией властей на телесериал и всенародной любовью к «Семнадцати мгновеньям весны». В результате интерес зрителей повысился. Хотя с позиции драматургии отдельных сцен «Семнадцать мгновений весны» проигрывает, например, «Щиту и мечу».

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"
Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Конфликт наше все

В любом учебнике по сценарному мастерству указано: в основе любого сюжета в целом и сцены в сцены в частности должен быть конфликт. Если отсутствует, то и полноценной истории не получится. Честно говоря, не смог осилить одноименный роман Юлиана Семенова и не могу сказать, были ли там все конфликты между руководителями спецслужб Третьего Рейха, что показаны в фильме. Зато в сериале их достаточно для создания увлекательной истории. Вот только все они придуманы сценаристами.

Начнем со странных, по мнению историков, служебные взаимоотношения между отдельными руководителями спецслужб и высшего руководства Третьего Рейха. Начальник IV управление (гестапо) РСХА (Главное управление имперской безопасности — руководящий орган политической разведки и полиции безопасности) Генрих Мюллер не стал бы арестовывать личного шофера второго человека в Третьем Рейхе Мартина Бормана и одного из высших офицеров СС Карла Вольфа (подчинялся руководителю СС Герману Гиммлеру).

Генрих Мюллер не мог приказать сотруднику «чужого» VI управления (политическая разведка) РСХА Штирлицу писать беседу с Мартином Борманом на диктофон. Причина — разные «весовые» категории начальника гестапо и «тени» Фюрера. Последний — единственный, кто с 1944 года определял, кого допустить, а кого нет на аудиенцию к Адольфу Гитлеру. Да и у Штирлица был свой начальник — руководитель VI управления Вальтер Шелленберг.

Конфликт был между Генрихом Гиммлером и Мартином Борманом начался значительно раньше, чем показано в фильме. Начальника VI управления РСХА Вальтера Шелленберга утверждает, что произошло это еще летом 1942 года. Причина — борьба за место главного фаворита Фюрера. Руководитель VI управления РСХА так описал их конкурентную борьбу:

«Противостояние грозных и могучих противников вызывало в моем воображение следующую картину: если действия Бормана можно сравнить с поведением дикого кабана на картофельном поле, то Гиммлер представлялся мне аистом на грядке с салатом — настолько осторожно вел себя рейхсфюрер и, казалось, вовсе не хотел устранить своего недоброжелателя».

По утверждению историка и ветерана внешней разведки Виталия Чернявского руководитель СС Генрих Гиммлер постоянно совершал тактические промахи, и даже ошибки, чем ловко пользовался Мартин Борман. С другой стороны, сам Генрих Гиммлер старался вести с противником предельно корректно. Вальтер Шелленберг в этой связи вспоминал:

«Однажды мы говорили с рейхсфюрером СС как нам действовать, чтобы ограничить роль начальника партийной канцелярии. И Гиммлер заметил: фюрер настолько привык к этому человеку и его системе работы, что очень сложно ослабить его влияние».

Так что продемонстрированные в фильме интриги далеки от того, что на самом деле происходило в Берлине в последний год Второй мировой войны. Зато они позволили советскому разведчику проявить все свои таланты и «пройти», говоря языком компьютерных «геймеров», не одну — выяснить подробности сепаратных переговоров, а несколько миссий. Да мир полный смертельно опасных интриг куда интересней, чем без них.

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!