Святые благоверные
князь Владимир и княгиня Агриппина
Ржевские
Вступление
В XVII-XVIII веках Русская церковь боролась со старообрядцами и "суевериями". Было запрещено почитание нескольких святых, которых особо почитали старообрядцы - в частности, Анны Кашинской, Максима Грека. В том числе попала под запрет и почитаемая во Ржеве княжеская чета - князь Владимир и княгиня Агриппина (смотрите документы в кн. Е. Голубинского "История канонизации святых в Русской церкви")
В начале XX века исследование академика Е.Е. Голубинского «История канонизации святых в Русской церкви» изменило церковные представления о критериях канонизации. Товарищ обер-прокурора (это название должности) В.К.Саблер, который очень хотел исполнить желание царя Николая II канонизировать Серафима Саровского, принес в Синод книжку Е.Е. Голубинского и прочитал оттуда, что для канонизации не требуются нетленные мощи (ранее Синод, руководствуясь этим требованием, считал невозможным канонизировать преп. Серафима). Голубинский писал: «наличность мощей вовсе не признавалась необходимым условием для причтения усопших к лику святых. Более или менее от многих святых и не сохранилось мощей, но тела их подвергались тлению подобно телам обыкновенных людей» [1] .
После этого Синод канонизировал Серафима Саровского и открылась возможность восстановить почитание деканонизированных в прошлом святых - Анны Кашинской, Максима Грека, князей Владимира и Агриппины Ржевских и др.
Когда в XVIII веке местное почитание ржевских князей было насильственно прекращено решением тверского архиерея, установившего тление останков [2], народ не принял этого самовластного решения, и почитание сохранялось, хотя, конечно, литургическое празднование святых в храме на долгое время прекратилось. В современных церковных календарях установлено общецерковное празднование всех русских святых, местное почитание которых было некогда отменено властью архиереев и центральной церковной властью [3].
1. О почитании святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских
Как отмечает в своей книге Е.Е. Голубинский, ссылаясь на статью И. Тюменева «Верховья Волги»[4], когда-то прежде конца XVII-го века было установлено местное празднование князю Владимиру и княгине Агриппине, жившим в первой четверти XIII века[5].
«Акт освидетельствования могилы князя Владимира и княгини Агриппины»[6] сообщает: «1745 года Сентября 9 дня … в оном городе Ржеве Володимирове, (в) соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы явилась на правой стороне от дверей с приходу под церковным полом от земли выведена гробница на четырех столбах простых аршин в три и обита тесом до полу, а сверх пола сделана гробница же другая, резная вызолоченная, а сверх той гробницы большая положена цка (доска), на которой написаны образы князя Владимира и княгини Агриппины. На оном образе подписано так: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». А на гробнице подписано тако: «в 1716 году, будучи во Ржеве Володимирове лантратом, Лука Иванов сын Челищев в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы построил сей иконостас благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине по обещанию своему на память себе и жене своей и детем», на четырех столбах, резных же и вызолоченных; вверху тоя сени над помянутою цкою образ написан Отечество, а сверх того образа вверху деревянный малый крест вызолоченный.»[7]
Успенский собор во Ржеве, в котором были похоронены ржевские князья не сохранился, он был разрушен, как и большая часть города, во время битвы за Ржев во время Великой Отечественной войны.
Образ с гробницы, изъятый в 1745 г.
«…как в той соборной церкви, так и во всех во Ржеве церквах, в церковнослужениях на ектениях междо воспоминанием святых и оных князя Владимера и княгиню Агрипену вспоминали святыми же и благоверными и отправляли им молебны и празднество на день святого и равноапостольнаго великаго князя Владимера Киевского, по службе святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, а с которого года и кем и с чего то воспоминание и празднество начато и подлинно ль под тою гробницею мощи их имеются и чудеса и исцелении какие от них кому были ль, по следствию не сыскалось… по раскопании… никаких мощей не сыскано, а явились токмо оных князя и княгини два гроба дубовые и в них голые истлелыя и иструпелыя кости, которыя паки на том же месте зарыты, и имеющейся над гробницею образ их взят в Консисторию и между святыми в церквах оных князя и княгиню воспоминать и никакого торжества и молебствия им отправлять запрещено»[8] … «и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовного Регламента отобрать»[9]. Гробницы над могилой были уничтожены, а икона, увезенная с гробницы позднее находилась в Тверском музее, но также исчезла. Вероятно тоже во время Великой Отечественной войны [10].
Одна из древних икон свв. Владимира и Агриппины, подаренная ржевитянином в храм
***
Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров или Ржева Володимерова.
2. Легенды о князе Владимире
Ржевская легенда. Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир. И каждый раз по взмаху его руки враги бежали от города. Каждую ночь князь дозором обходил свой город, и каждый вечер горожане у стены ставили новую пару сапог. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились горожане или забыли поставить новые княжеские сапоги… С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город.
Великолуцкая легенда. В Великих Луках рассказывают, что князь Владимир болен был ногами и каждое утро на заре ходил за крепостными стенами босиком по росе.
Интересно, что обе легенды связаны с ногами князя. Видимо, и вправду сохранился в памяти народа необычный князь, ходивший на заре вокруг крепостных стен.
Кроме того эти легенды говорят нам о том, что народ помнил князя Владимира, как надежного защитника городов, в которых княжил.
***
Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, две их иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине [11].
В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку.
В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божьей Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик»[12]. В Вознесенском соборе Ржева также находится чтимые святыни – иконы нашей княжеской четы.
Современная роспись. Храм Оковецкой иконы Божией Матери во Ржеве
3. Владимир Ржевский и Владимир Мстиславич Псковский - одно лицо?
Исторические сведения о князе Владимире Ржевском
Одной из причин отмены центром местного почитания княжеской четы в 1745 г. было то, что во Ржеве не сохранилось никаких сведений, никакого жития, только имена святых благоверных Владимира и Агриппины. До сих пор краеведы пишут о том, что никакой информации нет, и даже называют образ князя Владимира собирательным, что, конечно, не выдерживает никакой критики с учетом найденного в 1745 г. вовсе не «собирательного» захоронения.
На самом деле, русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский - это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский. Вот что он пишет: «В старое время Ржев назывался… Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой… со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее… своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным.» В.Л. Янин уточняет, что Торопецкая и Ржевская земля были вотчиной потомков Мстислава Храброго, и утверждает, что ржевскими князьями были и Владимир Мстиславич и его потомки. [13]
Именно князь Владимир Мстиславич упомянут в летописях, как защитник Ржева. Об этом можно прочитать и у С. М. Соловьева: (В 1216 г.) Святослав Всеволодович с десятитысячным войском осадил Мстиславов город Ржевку, где посадник Ярун отбивался от него с сотнею человек. У Мстислава с братом Владимиром Псковским было всего 500 человек войска; несмотря на то, они двинулись на выручку Ржевки, и Святослав побежал от нее, не дождавшись новгородских полков, а Мстислав пошел дальше и занял Зубцов, город Ярославов»[14]. Через 10 лет, в 1226 г. князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит и Ржев – на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.
(Как защитника Ржева упоминают еще и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Но, во-первых, это уже конец XIV века, а, во-вторых, похоронен он в Архангельском соборе Московского кремля).
Заканчиваем статью в надежде, что будет вскоре написана как можно более подробная биография-житие этого незаурядного русского политического и военного деятеля - святого благоверного князя – Владимира Мстиславича Ржевского.
4. Летописные известия о князе Владимире Мстиславиче
1180 г. Умирая, отец князя Владимира, Мстислав Храбрый поручает молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. Тогда же он, вероятно, получает боевое крещение, участвуя со своей дружиной, возглавляемой Борисом Захарычем, в битве с превосходящими силами Игоря Северского и половцев, на стороне своего дяди Рюрика.
1208 г. Владимир княжит во Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами.
1212 г. Владимир по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищает Великие Луки. С этого времени и Великие Луки числят его своим князем.
1213 г. Изгнан из Пскова. Управляет небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь назван город Валмиера, можно сказать, побратим Ржевы Володимеровой. Под его влиянием заключен мир между Ливонским епископом и Полоцким князем. Ссора с немцами, одной из причин которой указываются религиозные разногласия.
1214 г. Вновь княжит в Пскове.
1216 г. Вместе со старшим братом одерживает победу в знаменитой Липецкой битве против превосходящих сил Суздальцев. Братья Мстиславичи, наряду с воинским искусством и храбростью, проявляют и милосердие к побежденным.
1217-1218 г. Возглавляя псковичей и новгородцев, воюет с немцами в Эстонии.
1226 г. Помогает брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев. Давид в этой битве гибнет.
***
5. Кто же была княгиня Агриппина?
По сведениям Генриха Латвийского, нашедшим отражение у Соловьёва С. М., дочь Владимира с 1212 года была замужем за Дитрихом (братом рижского епископа Альберта). По версии Л. Войтовича, Владимир сам был женат на дочери упомянутого Дитриха Буксгевдена (по церковно-агиографическому преданию: Агриппина Ржевская, княгиня). Причем, достоверные источники, где упомянут брак обеих (как «дочери Дитриха», так и «дочери Владимира»), — пока не известны. Есть сведения, что псковичи изгнали Владимира с княжения именно за брак на католичке Агрипине. Тогда понятно, почему тропарь Владимиру и Агриппине написан по образцу тропаря княжеской чете Петру и Февронье, которые тоже испытали гонения за свой неравный брак, и стали церковным символом супружеской любви.
Тропарь. Владимиру и Агриппине Ржевским, блгвв. кнн.
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Владимире, / тако и с супружницею твоею, прехвальною Агриппиною, / в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.
См. также "Образа святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских"
[1] Голубинский Е. История канонизации святых в Русской церкви. Изд. 2-е. М., 1903 С. 34. [2] Ibid., Сс. 198-199; 454-459. [3] Помимо св. благоверных Владимира и Агриппины Ржевских это – св. благоверная Анна Кашинская, и блаженные Симон Юрьевецкий и Прокопий Усьянский. [4] Исторический вестник, 1894, Июнь, стр. 705. [5] Голубинский Е.Е. Цит. соч. С. 140. [6] Вестник Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее за 1876 год № 1-3, Смесь, стр. 9-10. [7] Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 454-455. [8] Доношение Св. Синоду Тверской консистории. Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 456. [9] Доношение архиепископа Синоду. Цит. по: Голубинский. Указ. соч. Сс. 458. [10] Голубинский. Указ. соч. С. 199. [11] Волков В., Чистяков Г. Забытые князь и княгиня из Ржева – местные Петр и Февронья // Караван + Я: Тверской еженедельник. 2004. 4 августа. [12] http://www.palekh-lik.ru/works/fresco-rszev/ [13] Янин В.Л. Княжеский удел потомков Мстислава Храброго и его дальнейшая судьба [14] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. Сс. 610-611.