Архангелы - великие благовестники Тайн Бога, укрепляющие веру в людях и дающие им возможность познать волю Бога. Они помогают любому человеку, не зависимо от его веры или безверия.
В зависимости от религиозной традиции их может быть и четыре и семь и более. Конкретное количество архангелов зависит от той системы верований, которой вы придерживаетесь. В Библии, Коране, Завете Леви, Каббале, Третьей книге Еноха и манускриптах Дионисия представлены и описываются разные имена и количества архангелов. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил,в Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле.
Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и ряд других.
В Священном Писании Архангелов (старших Ангелов) начальствующих над Ангелами -семь. Как правило, они крупнее, сильнее и могущественнее, чем Ангелы. В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: "Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов" (Тов. 12, 15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20), и в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1 Михаил — главный архангел,
2 Гавриил — вестник божественных откровений и начальник над духами, оказывающими помощь людям,
3 Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель,
4 Уриил — властвующий над небесными светилами, страж Рая,
5 Селафиил -- властитель молитвы
6 Иегудиил - властитель "хвалы Божей"
7 Варахиил -- властитель Божиих благословений
8 Иеремил — наблюдающий за воскресением мёртвых,
Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901).
«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова (Апок. 1 , 4) . Эти семь духов и есть семь Архангелов.
Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.
Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников небесного воинства, называются также в христианской традиции архистратигами. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, — появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва (Амадей Португальский, †1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие Четье-Минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середина XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея Португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit. («Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.»)
Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена из откровения Амадея Португальского. Первое имя, Варахиил, встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов»(между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Баракиэл (Варахиил), который управляет молнией», но Иегудиил — имя, которое не встречается вообще нигде, кроме «откровения» Амадея.
Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно «Третьей книге Ездры», Уриил — является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил — архангелом.
В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот:
Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.
Среди семи ангелов в Танахе -Ветхом завете, названы трое архангелов: Михаэль, Габриэль и Рафаэль. В неканонической литературе, Книге Еноха, упоминаются еще четыре: Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль. Причем считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Габриэль, Ориэль и Рафаэль.
17 АРХАНГЕЛОВ ТОРЫ
1) Метатрон - "Принц Мира" - Архангел Присутствия. Возвещает присутствие Единого Бога. Он приводит души пред Его лик.
2) Разиэль - "Божественный Глашатай" - Архангел Наук. Владыка секретных знаний и скрытой информации.
3) Цафкиэль - «Заботы Бога» - Архангел Борьбы. Осуществляет борьбу со злом.
4) Цадкиэль - "Милосердие Бога» - Архангел Суда. Судья, представляющий Божественный Закон, являет собой милосердие и справедливость.
5) Камаэль - «Суровость Бога» - Архангел Палач. Исполнитель приговоров, несущий отмеренное возмездие.
6) Михаэль - «Подобный Богу» - Архангел Защитник. Страж Врат Рая. Повелитель Огня. Хранитель таинственных письмен.
7) Ганиэль - «Удовольствие Бога» - Архангел Чувств. Представляет силы любви, страсти и любовных отношений, а также дружбы.
8 ) Рафаэль - "Божественный Лекарь" - Архангел Лечения. Врачует любые раны, Верховный целитель.
9) Габриэль - "Божественный Вестник" - Архангел Знамений. Несёт знамения людям.
10) Тираэль - "Божественный Заступник" - Архангел Помошник. Помогает людям преодолевать трудности, и спасает их во времена тяжёлых бед и напастей.
11) Гадриэль - "Божественный Воин" - Архангел Странник. Охраняет свет и вооюет с тьмой.
12) Сандальфон - «Божественный Следопыт» - Архангел Проводник. Осуществляет связь между Раем и Земным миром, ведёт души после Страшного суда в Рай или в Чистилище
13) Барахиэль - "Божественный Наградитель" - Архангел Награждения. Раздаёт вышние блага, заслужившим их людям.
14) Иегудиэль - "Божественный Благословитель" - Архангел Защитник. Охраняет от сил зла. С золотым венцом в одной руке, и со светлым мечом в другой.
15) Уриэль - "Божественный Покровитель" - Архангел Святых. Покровительствовал тем, кто посвятил себя вере.
16) Салафиэль - "Божественный Слух" - Архангел Молитв. Выслушивает молитвы страждущих, и передаёт их Б-гу.
17) Вэрохиэль - "Божественный Утешитель" - Архангел Плача. Утешает павших духом и отчаявшихся.
************
Рагуил — архангел справедливости и законности,
Сариил — начальник над сынов человеческих, а также зрит за грешниками.