Дедушка, ветеран войны иногда рассказывал занятные истории из своей жизни.
Это случилось в 1920-е годы. Однажды зимой мы с ребятами возвращались из школы, которая находилась в соседнем селе, в трёх верстах от нашей деревни. Дорога лежала вдоль местной речушки. Там было место с несколькими прорубями, в которых бабы обычно полоскали бельё.
И вот, когда мы там проходили, один из ребят вдруг сказал, что вот прямо сейчас, на спор сможет искупаться в проруби и с ним ничего особенного не случится. Мы не поверили: зима, мороз, какое ещё купание? Поспорили. Парень, как был в верхней одежде, в рукавицах, валенках и в зимней шапке, так и прыгнул в ледяную воду, стал там плескаться, брызгаться, фыркать. Плескался так, что брызги летели на нас и веером разлетались вокруг проруби. Мы не могли поверить своим глазам. Потом нырнул, на какое-то время скрылся под водой, и вдруг выплыл в соседней проруби. И уже там вылез и как ни в чём ни бывало опять пошёл рядом с нами .
Первое время все шли молча, находясь в каком-то странном оцепенении. Помню, мысли в голове путались, я никак не мог сосредоточиться. А может быть правильней будет сказать, что мыслей не было вообще, голова была абсолютно пустая. И только пройдя уже почти полпути, кто-то из нас, потрогав его одежду, удивился: мол, как же так, ты только что искупался в проруби, мы все это видели, а одежда у тебя сухая?
Ответом было короткое
- А вот так, уметь надо!
И рассмеялся. И как ни в чём не бывало, пошёл дальше...
Помню, дома я всё пытался рассказать матери об этом случае, но почему-то никак не мог начать: не то, что боялся, но как будто что-то мне мешало, не давало говорить, а потом как-то всё и забылось. И вспомнил вот только в сегодняшнее время, когда начались разговоры про экстрасенсов и тому подобное.
На другой день почти половина из нас - ребят, которые были возле той проруби и всё видели - не пришли в школу: у всех болела голова.
Наверное, это был первый случай, когда мы испытали на себе воздействие своего рода гипноза, просто слова такого ещё не знали. Видать, мальчишка и в самом деле что-то умел. Мы и раньше за ним странности иногда замечали, но не придавали значения, вся деревня знала, что его мать колдунья.