Модная одежда, стрижки, аксессуары… Оказывается есть мода и на собак!
Пока животных заводили по потребностям, как таковой моды, конечно, не существовало. Человек выбирал собаку той породы, представители которой лучше других справлялись с определенной задачей. Крупных собак чаще использовали для перевозки грузов, лохматых – для обогрева. Наиболее популярным у всех народов было использование собак для охоты.
Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Поэтому не будем смотреть по сторонам на предмет модных собачьих трендов в Европе, Азии, Африке и обеих Америках. Ограничимся Россией.
Для охоты люди победнее собирали своры собак, богатые могли позволить себе содержать целые псарни. Постепенно охота для состоятельных граждан из нужды превратилась в развлечение, и на место рабочих пришли собаки, модные в определенные эпохи.
В период расцвета рококо были популярны мопсы (хвост-завитушка как нельзя лучше соответствовал стилю). Но модные тенденции меняются быстро, и в XVIII,XIX веках приходит золотое время левретки – породы, обожаемой императрицей Екатериной.
Николай II положил начало почитанию рыжих колли.
Революция отбросила тень на общественные предпочтения и отношение к породам собак. Дворяне ушли, а вместе с ними – и мода на все декоративное и не служащее определенной цели. Пролетариату нужны были рабочие собаки, которых можно было бы использовать в производстве или на войне. Самыми популярными собаками тогда считались немецкие, восточно-европейские овчарки и доберманы.
Из-за железного занавеса в СССР не было разнообразия пород, поэтому вся слава доставалась не модным «западным», а нашим, «русским» породам собак. Особой популярностью пользовались, например, русские спаниели, которые проявляли себя как бойцами «в поле», так и компаньонами в квартирах.
90-е годы закрепились в нашей памяти как время высокого роста преступности. Это послужило волне популярности собак с «мужским характером». Собака того времени – большая и брутальная. Квартиры и дома заселяют ротвейлеры, среднеазиатские и кавказские овчарки, мастино наполетано, американские питбультерьеры, бультерьеры и стаффордширские терьеры. На вопрос: «Какая нужна собака?» популярным ответом было: «Чтобы все боялись».
Чуть позже к компании пород, большинство которых сейчас совершенно необоснованно называют «бойцовыми», присоединились кане-корсо. Их, правда, уже воспринимали не только как охранника, но и как няньку.
С начала XX века моду на породы начал формировать и кинематограф. Каждый раз с появлением популярного фильма с участием собаки ее братья по породе выходили в топ самых покупаемых. Фильм «Лесси возвращается домой» (1943) спровоцировал скачок регистраций щенков колли на 40%.
Лесси была так популярна, что в ее честь даже появилась звезда на Аллее славы в Голливуде. В связи со всем этим появилось такое понятие как «эффект Лесси», отголоски которого могут наблюдаться в течение 10 лет после выхода кассового фильма. После выхода фильма «Забавная мордашка» с Одри Хепберн и йоркширским терьером в США выросли продажи йорков.
До России мода на йорков дошла в 1971, когда такую собаку подарили приме-балерине Ольге Лепешинской.
В Советском Союзе на протяжении нескольких десятилетий самой популярной породой была восточно-европейская овчарка. Ее продвинули такие фильмы, как «Джульбарс», «Ко мне, Мухтар!» и «Пограничный пес Алый».
Понятно, что популярность сыграла злую шутку с многими собаками. Так, например, после выхода фильма «Приключения Электроника» дворы заполнились бездомными эрдельтерьерами. То же, кстати, происходило и с далматинцами спустя несколько лет после выхода фильма «101 далматинец».
В конце 80-х весь мир обливался слезами из-за верного Хатико (а потом и в 2009 из-за фильма с Ричардом Гиром) – каждый хотел себе такую преданную собаку,
в 1992 вышел «Бетховен» – все смеялись над проделками сенбернара, и многим потребовалась такая семейная собака. В России морда сенбернара и киношная кличка даже стали «лицом» крупной сети зоомагазинов.
Следующим в «лапы» людей попал джек-рассел-терьер, которого и по сей день определяют как собаку из фильма «Маска».
Сейчас на пике популярности хаски. Все началось в 2011 году после выхода сериала «Игра престолов». Большая пушистая собака очень похожа на вымышленное животное лютоволка – символ дома Старков из сериала.
Порода собак, безусловно, достойных, но не приспособленных природой к жизни в квартире. Как результат: большое количество хаски – в приютах или на улицах. Актеры сериала несколько раз обращались к фанатам с просьбой не заводить хаски только потому, что они похожи на лютоволков.
В последние несколько лет в обществе сохраняется тренд на мелкие и карликовые породы. Так, например, согласно данным Kantar TNS за 2018 год, маленьких собак стало на 1% больше по России, а в Москве и Санкт-Петербурге их численность увеличилась на 13%. На это есть несколько причин, первая из которых – опять же мода: собаки мелких пород становятся героями мемов, клипов и фильмов. Не забываем про «эффект Лесси». Вторая причина противоположна первой: осознанность выбора. Все больше людей понимают, что большим собакам не место в квартире. Удобство в транспортировке и в содержании – фактор, который опять-таки влияет на популярность мелких пород собак. Кроме того, маленькие собаки подходят и детям, и пожилым людям.
Мода на крошечных собак началась в 2000-е с легкой руки Пэрис Хилтон, которая всегда и везде носила с собой карманных чихуахуа. Сейчас популярными маленькими породами можно назвать корги (спасибо Елизавете II) и йоркширских терьеров, которые переживают очередную волну популярности.
Моду на собак формируют не только фильмы, но и, что вполне логично, так называемые лидеры мнения, которые влияют на формирование модных тенденций. Например, мода на лабрадоров появилась благодаря президенту Российской Федерации Владимиру Путину и его лабрадору Кони,
фанаты фигурного катания обзаводятся акита-ину, как у Алины Загитовой.
Кто будет следующим, неизвестно. Главное – помните: мода пройдет, а собака останется с вами на всю жизнь.
Мода на собак
Спасибо за подписку на наш канал!
Ответственные владельцы и их питомцы на нашем портале - присоединяйтесь!