Премьера спектакля «Посох, палка и палач» состоялась 22 марта 2019 года на сцене Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета.
Нобелевский лауреат по литературе Эльфрида Елинек не только талантливый писатель, создавший роман «Пианистка», но и драматург «политического театра». Ее пьесы – это вызов современному обществу, яркая неоновая вывеска пороков.
Пьеса «Посох, палка и палач» раскрывает злободневные темы, которые обычно скрываются глубоко в человеческой душе и не выпячиваются наружу. Автор говорит о всеобщей гуманизации, которая выглядит комично на фоне ежедневной ксенофобии.
Текст Елинек больше похож на сценарий яркого перфоманса, чем на театральную постановку. Но режиссер Илья Мощицкий вписывает текст в пространство театра. На малой сцене театра имени Ленсовета происходят метаморфозы, где зло пытается мимикрировать под нормальность.
Актеры водят хороводы смерти и рассуждают о банальности зла. В пьесе обсуждается не только смерть четырех цыган, которая является лейтмотивом, но и преступления Гитлера. Но смерть переплетается с повседневными переживаниями о покупке продуктов, просмотре телепередач или победе спортсменов на мировых соревнованиях.
По сути, герои пьесы пытаются понять, что такое смерть, как нужно ее оценивать и переживать. В обществе массового потребления смерть становится товаром, поэтому некоторые сцены сопровождаются кадрами из самого успешного фильма Альфреда Хичкока «Психо». Ведь, он умел успешно продавать смерть.
Политический спектакль «Посох, палка и палач» поднимает важные для нашего времени темы, позволяет зрителю запутаться в интерпретациях, захлебнуться в собственной желчи. Но спектакль является только вольной трактовкой пьесы. Оценивать спектакль можно по-разному, но один вопрос остается открытым...
А понравилась бы такая интерпретация пьесы Эльфриде Елинек?