Найти тему

«Теплые кредиты»

Оглавление

Как в Украине создали спрос на энергоэффективные технологии.

Эксперты сходятся во мнении, что широкое внедрение энергоэффективности невозможно без заинтересованности самих жителей и бизнеса. В противном случае такие мероприятия ограничиваются лишь пилотными проектами. Еще пять лет назад в Украине доверие предпринимателей и жителей к государству стремилось к нулю. Рынка энергоэффективных услуг не существовало вовсе. Однако повышение тарифов и четкая позиция государства, гарантировавшего ощутимую поддержку всем, кто решится на реновацию своего жилья, в корне изменили ситуацию. Сегодня объем инвестиций в повышение энергоэффективности исчисляется сотнями миллионов евро. Об интересном опыте нашей южной соседки рассказал советник Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Алексей КОРЧМИТ.

Специалист сразу подчеркивает, что энергоэффективные технологии сами по себе никому не нужны. Девелоперам, производителям и представителям бизнеса они неинтересны, потому что имеют очень долгий срок окупаемости. Для населения современные решения чересчур дороги. По его мнению, ключевой момент, который сегодня движет энергоэффективностью в Украине, — тариф. За последние пять лет украинские власти подняли тарифы на энергоресурсы для населения в восемь раз. Именно после такого шага возник спрос на утепление жилых домов и бюджетных учреждений.

530 тысяч семей воспользовалось «теплыми кредитами» за пять лет 

Главный ресурс — доверие граждан

В Украине успех обеспечили два механизма. Один из них — так называемые «теплые кредиты».

— Механизм достаточно простой, — рассказывает Алексей Корчмит. — Возьмем индивидуальный жилой дом. Собственник получает поддержку в 20–30 % на замену старого газового котла на пелетный или брикетный. Если утепляется товарищество совладельцев, то государство возмещает им 40 % суммы кредита, который они берут для этих целей. Если в доме находятся субсидианты, которые имеют право на дотацию на жилищно-коммунальные услуги, то поддержка на каждого жителя составляет 70 %. Все просто и прозрачно — берешь кредит и через месяц-два получаешь возмещение от государства.

Эксперт отмечает, что за пять лет этой программой воспользовалось 530 тысяч семей. Государство потратило 2,4 млрд гривен (7,7 млн евро). В то же время сумма взятых кредитов, которые были инвестированы в проведение энергоэффективных мероприятий, составила 230 млн евро. Государство ощутило эту выгоду. Оно тратит в треть раз меньше, чем реализуется энергоэффективных мероприятий. Ежегодно Украина экономит 280 млн кубометров газа.

— Когда мы в 2014 году запускали эту программу, жители не верили государству, — продолжает эксперт. — В тот год мы реализовали мероприятий на 6 млн гривен. Но когда население увидело, что государство гарантированно возмещает положенные суммы, темп утепления резко вырос. В 2015-м кредиты взяли 194 дома, а сегодня поддержкой воспользовались 3200 домов.

Оценив первые результаты, авторы программы провели масштабное исследование регионов. Оказалось, что если местные бюджеты помогают государственному софинансировать эту программу, то темпы спроса на такую поддержку в три раза выше. Они обратились к областным властям и мэриям городов. Предлагали выделить небольшие суммы для софинансирования программ. В результате за пять лет их количество возросло в 2,5 раза, а темпы спроса на поддержку увеличились в пять раз. В некоторых городах жителям возмещают не 40, а 70–80 % потраченной суммы. 

По словам специалиста, из-за недоверия государству поначалу жители старались много не тратить. Часто мероприятия ограничивались заменой окон в подъездах. Это давало лишь ощущение комфорта и улучшение внешнего вида жилища, а потребление тепла снижалось максимум на 3 %. Однако, когда люди увидели, что государство выполняет свои обещания, они перешли от кредитов в размере 80 тысяч гривен на кредиты в 300 тысяч гривен (10 тыс. евро). Серьезнее стали и мероприятия. От замены окон в подъездах перешли к установке индивидуальных тепловых пунктов, счетчиков тепла, утеплению фасадов. Экономия стала доходить до 30–50 %. 

— Сегодня отопление для населения Украины является чрезвычайно сложной проблемой. На него припадает 80 % размера господдержки для бедных семей, — продолжает Алексей Корчмит. — Жителя долго убеждать не нужно, если он видит реальные цифры реализованного проекта. Например, жилой дом взял поддержку на 1,6 млн гривен и утеплился. Если раньше отопление стоило 34 гривны за м2, то после реализации проекта его цена снизилась до 10 гривен за м2. «Теплые кредиты» и дальше будут работать, спрос только нарастает. Единственная проблема — сегодня спрос в пять раз выше, чем возможности государства. Мы обратились к Евросоюзу, который нам помогает с созданием фонда энергоэффективности. В Украину уже направлено 100 млн евро на софинасирование таких программ. 

Сформировали рынок с нуля и привлекли бизнес

Другим успешно реализованным в Украине механизмом стал так называемый «Энергосервис». Он в первую очередь направлен на бюджетные учреждения. 

В Украине около 100 тысяч таких учреждений, а зданий еще больше. Они тратят в два-три раза больше энергоресурсов, чем такие же здания в Европе. По мнению экспертов, сегодня требуется порядка 8 млрд евро инвестиций для доведения до европейских показателей потребления. Несмотря на программы софинансирования и помощь международных фондов, все равно денег критически не хватает. Специалисты предложили привлекать в эту сферу бизнес.

Например, годовое потребление энергоресурсов школой обходится в 1 млн гривен. Частник внедряет энергоэффективные мероприятия и в течение пяти-шести лет забирает себе 90 % сэкономленных средств. Все риски — кредитные, технические, экономические и финансовые, несет инвестор, а все выгоды на стороне бюджетного заказчика.

— Пять лет назад доверие бизнеса государству было нулевое, и мы уговаривали предпринимателей войти в два проекта, — делится эксперт. — Сегодня их уговаривать не нужно. Все увидели, что бизнесу возвращаются вложения из экономии этих бюджетных учреждений. За три года реализовано 330 проектов. Бизнес сегодня начал массово вкладываться в утепление школ, детсадов и больниц. Предприниматели увидели, что ни одного случая невыплаты с государственного и местного бюджета за три года не было. Более того, такие проекты оказались выгодными. Можно сказать, что это такая разновидность государственно-частного партнерства (ГЧП). Только в ГЧП долгая система подготовки, занимающая два-три года. В энергосервисе от момента, когда инвестор заинтересовался объектом, до того, как вложил деньги, проходит от шести до девяти месяцев. 

Бюджетные учреждения уже заполнили 17 тысяч анкет. Компании могут предварительно их отбирать, а затем проводить экспресс-энергоаудиты, чтобы увидеть технические возможности реализации мероприятий.

Чтобы стимулировать бизнес, пришлось внести изменения в бюджетное законодательство. В Украине любые контракты в бюджетной сфере могли заключаться на один бюджетный год. Возникала проблема с гарантией возврата экономии в следующие периоды. В Бюджетном кодексе прописали, что энергосервисные договоры дают право бюджетному заказчику гарантии возврата денег на 15 лет вперед. Вторая новация — выплаты по энергосервису внесли в защищенные статьи бюджета. Это зарплата, медикаменты, энергоресурсы — все, что не может быть сокращено при доходной части бюджета. К этому перечню добавился и энергосервис.

— Мы за 25 лет не можем дать ответ, как нам при госзакупках учесть критерий энергоэффективности. Мы покупаем самый дешевый котел, а потом ждем от него самой большой экономии. Так не бывает. Мы изменили законодательство по закупкам энергосервиса. Главный критерий — показатель энергоэффективности договора. Тот, кто подал предложение максимальной экономии энергоресурса и минимального срока контракта, тот и выигрывает. Это единственный вид закупок в Украине, который проводится по таким правилам. В результате инвесторы пошли не только в муниципальные, но и в государственные объекты. Объемы инвестиций измеряются миллиардами.

Сегодня проблемой, по словам Алексея Корчмита, стало то, что инвестор не идет в долго окупаемые мероприятия. Средний срок возврата инвестиций большинства проектов не превышает три-четыре года. Чаше всего речь идет об установке индивидуальных тепловых пунктов, замене насосов, освещения, электроаккумуляции по ночному тарифу. Инвестор не желает вкладываться в утепление стен, замену окон, утепление подвала и крыши, установку солнечных коллекторов и тепловых насосов. Такие проекты даже с учетом высоких тарифов окупаются за 8-15 лет. 

— Четыре года назад у нас не было ни одной компании, которая бы занималась такими вещами. Сегодня с нуля развилось 35 компаний. Украина максимально либерализовала этот рынок. Любая компания может заключать контракты. Никаких лицензий не нужно, до 2022 года не предъявляются квалификационные требования при тендерах. Любая компания может заниматься этим делом. В такие проекты вошел средний и малый бизнес. Крупных компаний здесь нет. И это хорошо — развивается конкуренция и нет монополизации рынка, — резюмировал эксперт.

230 млн евро инвестированы в проведение энергоэффективных мероприятий 

Алексей КОНОПЛЁВ

“Республиканская строительная газета” №20 от 30 мая 2019 года