Ресентимент - это бессильная злоба к чему-либо, что человек считает причиной своих бед. Бессилие - это, пожалуй, главная черта ресентимента.
Павел - это апостол. Он написал кучу посланий различным местным христианским общинам. Пожалуй, это все, что я знаю о нем. Мне довелось прочитать пару из них и мне показалось, что у Павла было то, что можно было бы назвать ресентиментом. Хотя я явно не тот человек, кто может ставить диагнозы другим, но мне кажется это важным, и я не совсем понимаю, почему.
Короче. Послание к Римлянам, глава 7, стихи с 14 по 25. В них Павел рассказывает о том, что впоследствии стали называть раздвоение воль.
7 - 15: "Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю";
7 - 19: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю".
В промежутках он рассказывает что-то о законе, то есть, насколько я смог уразуметь, о ветхом завете и так далее. Я, честно, не совсем понимаю весь ход его рассуждений, но, очевидно, что: Павел желает делать одно, но делает другое. Так как он ассоциирует всю полноту себя только с желанием добра, то те злые дела, которые он свершает вместо добрых, он как бы не считает его собственными. А так как главное его желание - это служение Богу и все такое прочее, то вся эта история принимает довольно драматичный характер. Ну и, конечно, все те злые дела, которые свершаются с ним помимо его чистейшей воли, - это все привносит его греховное тело, как бы к нему, но помимо его воли:
гл. 6, с. 6: "Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху";
гл. 6, с. 12: "Итак да не царствует грех в мертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его";
гл. 6, с. 19: "Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. [...]";
гл. 7, с. 5: "Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти";
гл. 7, с. 14: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху";
гл. 8, с. 13: "Ибо, если живете во плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живыми будете";
гл. 12, с. 1: "Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодую Богу, для разумного служения вашего".
Также, есть несколько фрагментов, которые говорят о его общем отношении к человеческой природе:
гл. 3, с. 4: "Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: "Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде твоем"".
гл. 3, с. 9 - 20: "Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
как написано: «нет праведного ни одного;
нет разумевающего; никто не ищет Бога;
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
«Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их».
«Уста их полны злословия и горечи».
«Ноги их быстры на пролитие крови;
разрушение и пагуба на путях их;
они не знают пути мира».
«Нет страха Божия перед глазами их».
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех";
гл. 8, с. 22-23: " Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего".
Очевидно, что Павел был бессилен противостоять своему телу, это невозможно в принципе: невозможно не желать чего-то, как невозможно перестать хотеть есть, если голоден, или перестать желать женщину\мужчину, если есть такая потребность. Это абсурд, человек не может развоплотиться или перестать желать. Но Павел, как кажется, хочет упразднить в себе даже желания:
гл. 7, с.7: "Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай"".
И так как невозможно избавить себя ни от желаний, ни от собственного тела, а и то, и другое Павел считает греховным, то, в общем, у него мог бы быть вполне себе отчетливый ресентимент по отношению к своей чувственной части личности. Но, еще раз: я не тот, кто способен ставить диагнозы, тем более две тысячи лет спустя; и я не тот, кто серьезно изучал библию. Более того, освободить в самом себе свою чувственную составляющую - это, как мне кажется, очень важная цель. Поэтому, я могу быть очень пристрастным здесь или вовсе невежественным.
В послании к Римлянам есть еще несколько групп фрагментов, которые могут косвенно указывать на наличие ресентимента: например, Павел часто говорит о нечистоте человека (1-18,24,26,27,28), о каре и гневе Бога, который обрушится на неправедных (1-32, 16-20), более того, о том, что врагам нужно помогать именно для того, чтобы Бог сам мог бы их наказать (12-19,20), о том, человек пребывает в рабском положении всегда - когда греховен, он раб греха, когда благ - он раб благого (6-18,19), о том, что земные страдания ничего не стоят по сравнению с благом, которое будет получено в ином мире (8-18). Это все косвенные признаки, которые, как кажется, говорят о том, что Павел подавлял в себе какие-то эмоции, находя их вредными, греховными и так далее, или же считая всю человеческую природу падшей, а злость, которая приходила при таких практиках, вкладывал в уста Бога. Такие вот дела, друзьяшки.