Вы не поверите, но пока Вы читаете эту статью в мире ищут около 3500 кинопленок. Многие известные кинопленки со снятыми на них шедеврами немого кино исчезли навсегда, не пережив пожаров из-за их высокой горючести. Самое удивительное, что некоторые кинопленки с немыми фильмами уничтожались специально! Причиной тому было как отсутствие места для хранения, так и не понимание ценности немых фильмов в связи с появлением звукового кино.
В списке исчезнувших кинолент есть фильмы и Чарли Чаплина,
и Тода Браунинга, и Альфреда Хичкока, но давайте разберем подробно.
"Клеопатра" (реж. Г. Эдварс)
Этот немой фильм 1917 года, где главную роль сыграла первый секс-символ Голливуда Теда Бара, считается одним из самых разыскиваемых фильмом в Америке. Он был снят за огромные по тем временам деньги - 500 000 долларов, а в массовке приняли участие 2000 человек - представляете какой киношедевр оказался утраченным? Сегодня мы можем увидеть только несколько фото и несколько сцен из фильма.
"Бежин луг" (реж. С. Эйзенштейн)
Советский утраченный шедевр №1. Фильм должен был показать обе стороны коллективизации, опираясь на знаменитую историю Павлика Морозова. Из-за критики властей фильм не был даже смонтирован и большая часть отснятого материала сгорела в 1941 году при бомбардировке Москвы нацистами. Сейчас существует получасовой фотофильм, который смонтировали из спасенных монтажёром восьми метров киноплёнки.
"Потрет Дориана Грея" (реж. В. Мейерхольд)
Снятый еще в Российской Империи фильм считается утерянным. Исходя из сохранившегося текстового описания фильма мы можем понять, что это был 6-часовой немой фильм.
Всеволод Эмильевич пригласил для съёмок фильма оператора Александра Левицкого, во многом благодаря которому Мейерхольду удалось перестроиться с театральной манеры повествования на кинематографическую, так как это был первый кинематографический опыт театрального режиссера и одна из первых экранизаций романа в мире. Произведение выбрано не случайно - оно отлично подходило Всеволоду Мейерхольду, который увлекался мистификациями и был внутренне противоречив в себе. Сценарий ленты принадлежит его перу и исходя из метража ленты, видимо, он решил не делать сюжетных сокращений.
"Лондон после полуночи" (реж. Тод Броунинг)
Немой американский детектив с элементами фильма ужасов, вышедший в 1927 году, пользовался бешеной популярностью у зрителей. К кинотеатрам даже спустя 3 года с момента премьеры стояли очереди. Он стал самым финансово успешным фильмом, собрав 500 000 долларов.
Действие фильма происходит в старинном замке, где совершено убийство, которое расследует инспектор полиции Бэрк. В замке обитают таинственные фигуры — высокая бледная женщина и зловещего вида тип в высокой шляпе и акульими зубами...
Пленка сгорела при пожаре на студии Метро-Голден-Майер в 1967 году. Нам же осталась только фотореконструкция фильма по сохранившимся кадрам и сценарию.
"Сказка о попе и о работнике его Балде" (реж. М.Цехановский)
Этот рисованный мультфильм режиссёр создал вместе с композитором Д. Шостаковичем по одноименном сказке А. Пушкина.
Сам композитор писал об этой работе так: «Масса острых, гиперболических положений, гротескных персонажей… Писать музыку легко и весело». Но картина не увидела премьеры. Вышедшая в 1936 году статья "Сумбур вместо музыки", критиковавшая стиль Шостаковича, остановила работу великого композитора. Властям также не нравился и гротескный угловатый стиль персонажей, который не соответствовал «высокому стилю пушкинской сказки».
Отсняв весь материал, пленку отдали на хранение в Ленфильм, где она была уничтожена в пожаре при бомбардировке Ленинграда в начале ВОв.
Сохранился только один фрагмент мультфильма "Базар" с оригинальной звуковой дорожкой Шостаковича, продолжительностью 6 минут. Музыкальная партитура, найденная в виде черновиков, была частично восстановлена Вадимом Биберганом.
"Женитьба" (реж. Э. Гарин)
Этот фильм стал первым и лучшим в режиссерской карьере Эраста Гарина.
Снятый по одноименной пьесе Н. Гоголя, он считается утраченным. По воспоминаниям Гарина и Локшиной, они последний раз посмотрели эту картину в 1941 году во ВГИКе, и даже начавшаяся бомбежка Москвы не смогла оставить просмотр фильма.
После войны режиссер разыскивал свой фильм, делая запрос даже во французскую синематеку, но ничего не обнаружили. В России фильм числится пропавшим.
В 2006 году на кинофестивале "Кинотавр" фильм восстановили из кадров и фотографий, текст озвучивал А. Негрёба.
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
Подписывайтесь на группу Вконтакте!