Когда я смотрел «Бегущего по лезвию 2049» (Blade Runner 2049), для меня было несколько пробелов в увиденном, которые я никак не мог объяснить или хотя бы более-менее выдвинуть логичные версии. Например, отсылки на Франца Кафку очевидны - герой себя назвал Джо Кей (Йозеф К). Но вот, что за вопросы задавал голос при проверке после каждого задания герою Райана Гослинга просто заводил в тупик.
Голос: Повторите три раза. Клеток, связанных внутри.
Ответ: Клеток, связанных внутри. Клеток, связанных внутри. Клеток, связанных внутри.
Голос: Каково это разительно отличаться от людей?
Ответ: Явственно. Явственно до жути.
Второе непонятное, в фильме присутствует роман Владимира Набокова «Бледный огонь» о котором я только слышал, но не читал и даже не представлял о чем он. Но щепетильность подхода создателей картины к фильму поражала и я прекрасно понимал, что появление этой книги в продолжении великой фантастики просто так не может быть.
Так вот, я все-таки прочитал «Бледный огонь» и сразу пишу этот текст, пока память свежа. Литературоведы называют этот роман, написанный на английском языке антироманом. Кстати, такого понятия я ранее никогда не слышал. Произведение состоит из четырех частей.
- предисловие издателя (выдуманного издателя);
- сама поэма «Бледный огонь» из 999 строк;
- комментарии, гораздо превышающие объем поэмы;
- и еще более запутывающий именной указатель.
Не буду вдаваться в подробности первой, третьей и четвертой части. К делу имеет отношение только вторая часть.
Вкратце так, главный герой «Бледного огня» поэт Джон Шейд, после гибели дочери находится в сильной депрессии, и в особо сложный момент Шейда сбивает с ног сердечный приступ. Неожиданно, герой впал в клиническую смерть и увидел образ белого фонтана.
Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.
Джон Шейд принимает этот фонтан за некий символ загробной жизни. Герой романа начинает вести собственные поиски в надежде найти ответы на вопросы, по сути являющиеся смыслом существования. Исследования Шейда привели к тому, что он узнал о женщине, которая имела аналогичный опыт видений. Таким образом, герой понимает, что он на верном пути, но случается неожиданное, упоминание видений этой женщины в газете идентичные со сном Шейда всего лишь из-за опечатки журналиста. Она видела не фонтан, а гору (fountain - mountain), журналист всего лишь механически ошибся.
Именно этот факт, дал возможность Шейду понять, что смысл жизни не в ответах, а в движении к ним. Так как поиск конкретного результата ни что иное, как иллюзия. Иллюзия окончательного сформированного осознания истины, где совпадения и опечатки могут быть поняты совершенно неверно.
Теперь проведем к аналогии с фильмом. Герой Гослинга убежден, репликант это всего лишь медицинская репродукция человека с улучшенными некоторыми качествами, где нет места душе. То есть человек представляет собой некую асимптотическую сущность, которая так и останется до конца непонятой. Агент Кей видит сон наяву, свое детство и понимает, что он возможно человек, что само по себе чудо. Он подобен Пиноккио, желание стать человеком превращается в навязчивую идею.
Так для чего у репликантов в наличии странное произведение Набокова? Они его помнят построчно и не понимают главного посыла. Если кто-то ищет смысл жизни, которого, скорее всего банально не существует, то это и делает любое создание человеком. При проверке репликаты просто цитируют «Бледный огонь», на задаваясь лишними вопросами. Но когда их реакция на строки начинает меняться, то это становится опасно. «Машина» что-то почувствовала. В конечном итоге, Кей начал ощущать себя человеком и стал большим человеком, чем все остальные, даже чем его генетическая сестра из образцов которой, его воспроизвели. Она живет в придуманном мире, который симулирует ежедневно, а он дышит полной грудью. Она человек настоящий, Он человек искусственный, но только Он осознает красоту.
Джон Шейд как и Джо Кей поняли простую истину - не бывает точно достижимой цели до которой просто нужно добраться. Ни фонтана, ни души. Смысл есть у того, кто просто хочет. Просто хочет, чтобы он был.
В конце концов, пока не удалось найти окончательных ответов на одни из главных вопросов. Что такое сознание и главное, кто им обладает? Что делает человека человеком? Понял ли я «Бледный огонь» Набокова? Мечтают ли андроиды об электроовцах?
читайте меня в Telegram. Очки Вуди Аллена.