Дорогие моему сердцу близкие люди, здравствуйте.
Я - не коллекционер, а - просто Собиратель....
Однако, и в моем "посудном собрании" имеется линия особенно близких для меня предметов, которые сразу же привлекли меня и не отпускают-)) Это - соусники на подставке (монолиты).
Позвольте же поделиться с вами некоторой частью этих столь любимых мною предметов.
Часть первая.
Сервировка стола...... Традиция, формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий; подверженная всем "пискам моды" и, в тоже время, сочетающая в себе незыблемые основы классики ... Наверное, когда первобытный человек подстелил под свои корешки-орешки лист растения, тогда и началась эра сервировки-))
От наивной простоты до безумной роскоши, от простых деревянных предметов до изящнейших вещиц, украшенных алмазами и каменьями самоцветными; от классики до аляповатости - все это сервировка, которая создает нам настроение; помогает подняться на новый уровень восприятия жизни и часто дарит нам ощущение праздника...
В это понятие входит практически все: тарелки, супницы, ложки, вилки, салатники, блюда, салфетки, кольца, скатерти.......Но... есть один предмет, который был в сервировке ВСЕГДА ... Он скромно, не привлекая к себе особенного внимания, жил все это время, украшая торжества королей и скромные обеды простых людей....
Позвольте представить Вам этого "долгожителя сервировки" - господин Соусник!
Менялся мир; возрождались и исчезали цивилизации; пустыни становились оазисами, а некогда цветущие страны приходили в запустение; восходили на престол короли и низвергались императоры; революции и войны приносили страх и уничтожение; отъявленная роскошь контрастировала с нищетой целых поколений...Но, соусник всегда находился рядом и был всегда нужен-))
Рассматривая этот предмет сервировки, можно увидеть в нем целые эпохи, многообразные веяния моды; любоваться работами неизвестных скульпторов и художников, которые создавали такие вещицы...Имена многих из них так и остались неизвестными, но мы все равно продолжаем восхищаться творениями их таланта ...
Современное время несет настолько бездумное упрощение, что отношение к сервировке стало выглядеть зачастую карикатурой отфотошопленных изданий, в которых десятирублевые кружки и непонятные емкости преподносятся как верх "посудного искусства". Разумеется, все мы разные и у каждого свое понимание, но все же, давайте обратим свои взоры на то, что уже многие тысячелетия дарит людям красоту, эстетическое удовольствие, восхищение и приятность в применении...
Итак, посмотрим на то, каким был, есть и, надеюсь будет, такой простой предмет сервировки, как соусник...
Обращу Ваше особое внимание на продуманность формы и удобства применения: на подставку соусника можно спокойно положить ложку для соуса, сохраняя тем самым чистоту скатерти.
Особой моей любовью пользуется фарфор Силезии. Изысканность, высочайшее качество, продуманность и мастерство исполнения - отличительные черты этих мануфактур.
1) Изящный сервировочный соусник на подставке .
Германия. Силезия.
P.K. Silesia - Konigszelt. Мануфактура , основанная в 1860 году.
Изящные, классические овальные линии, белизна, ручная роспись.
Клеймо датируется периодом 1860-1880-х годов.
2) Соусник сервировочный с двумя ручками на подставке.
Фаянс. 1910-1920-е г.
Франция (Лотарингия), мануфактура "Sarreguemines".Обратите внимание на продуманность и удобство в пользовании соусника с двумя ручками.
3) Период 20-х годов ознаменовался стилем "Модерн", что нашло свое отражение и в формах соусников.
Соусник на подставке в стиле "Модерн".
Ручная роспись.
Период 1910-1920-х годов.
Графство Stolp прусской провинции Померании.
Имя некоего Густава Менарда ("Gustav Menard" ).
Возможно это владелец магазина, для которого производилась по заказу продукция...
4) и 5) Два соусника одной из моих любимейших мануфактур.
C. & E. Carstens Porzellanfabrik Sorau.
1920- 1930- е годы.(Пик производства мануфакутры).
Особо обращу внимание на оттенок фарфора у второго соусника - благородный кремово-сливочный, напоминающий нам аппетитный и любимый крем-брюле-)))
Очень приятная гладкость и прочность.
В так называемый " черный вторник" 11 апреля 1944 года воздушный флот США (108 бомбардировщиков) совершили налет на город. Целью был завод по производству истребителей Фокке Вульф. Фарфоровый завод чудом не пострадал, но многие его работники погибли.
В период 1945-1948 компания "Карстенс" потеряла все три фарфоровых завода. Уничтоженный завод в Жары был на польской территории, а заводы в Бланкенхайн и Райхенбах в 1948 году были национализированы правительством Германской Демократической Республики.
И это был конец почти 60-летней истории фарфорового завода в Жары.
6) Вековые традиции фарфора Силезии, высокое качество, классичность форм и декоров сохранилось и в 50-х годах 20-го века.
Непередаваемое очарование изящества, достоинства и мастерства исполнения...
Знаменитая мануфактура "Königszelt", основанная в 1860 году Трауготтом Зильбером.
Качество и элитность- эти два понятия всегда определяли фарфор этой мануфактуры...
После 1945 года - завод отошел на польские территории.
Длина нижней части - 23 см,
Длина верха с учетом ручки - 21 см,
высота - 10 см.
1950-е годы.
Особо прочное двойное овальное ребро жесткости с тыльной стороны и соединяющие их поперечинки.
Изящество, прочность,качество,красота -вечные черты исторических фарфоровых традиций знаменитой марки.
Продолжение следует......
Благодарю вас за внимание.
С искренним уважением Алексей Строганов.