На сегодня есть два глобальных ежегодных события, которые организуют российские профсоюзы в национальном масштабе: 1 Мая и День действий 7 октября. А между ними есть много различных ситуаций, которые отрабатываются на уровне институтов трехсторонних комиссий - от РТК до региональных. Но есть конфликты, в которых “просто протеста” или одного заявления о позиции профсоюзов - недостаточно. Я имею в виду те конфликты, в которых необходимо проявить явно выраженную, массовую поддержку и ярко выраженный, массовый протест.
При этом - размер имеет значение. Даже в ситуации микрокризиса на уровне первички существенно, чтобы поддержка и протест в каждом случае исходили не только от коллег по отрасли или региону. То есть речь идет о солидарных действиях. Собственно, на только что завершившемся Всероссийском семинаре информационных профсоюзных работников речь шла о том, как организовывать эту самую солидарную помощь.
Конкретные примеры. Вот прямо сейчас в ряде профорганизаций разного уровня идут несколько серьезных конфликтов, связанных, по сути, с одним и тем же - с вмешательством работодателя в деятельность профсоюзов, с нарушением прав профсоюзов, с откровенным нарушением прав работников. При этом на уровне институтов все вроде бы отработано правильно. Ситуация на “Трансмашхолдинге”: позиция профсоюзов жестко заявлена в РТК. Ситуация на “Омеге”: позиция профсоюзов прозвучала с трибуны Госдумы, а материалы переданы Генпрокурору России. Ситуация на “Нестле”: профсоюз работников АПК начинает кампанию солидарности. Но достаточно ли этого?
Понятно, что если бы каждый такой конфликт был поддержан - не миллионами, но хотя бы тысячами профактивистов, - его можно было бы позитивно решить быстрее и эффективнее. Есть ли сегодня такая поддержка? Нужно сказать честно: сегодня ее нет. Почему? Это важнейший вопрос.
Поддержка кампании по “Нестле” сейчас выражается в том, что несколько десятков профорганизаций на уровне своих руководящих органов приняли решения и направили письма солидарности. Но при этом на личном уровне те самые десятки тысяч профактивистов, по сути, пока что промолчали. Есть ли у них инструмент для выражения солидарности? Есть. Газета “Солидарность” специально сделала форму отправки электронных писем. Но она пока не задействована профактивом и на долю процента. Нужно понимать, что наши “социальные партнеры” как раз и смотрят на размер нашей солидарной поддержки. И нужно понимать, что сегодня вопрос не только в правильных решениях коллегиальных органов. Одно письмо от профорганизации - это одно письмо, пусть даже от весомой организации. А 1000 писем от профактива этой организации - это уже вал, который захлестывает работодателя. Вопрос в личном участии каждого профактивиста, его персональном включении в общепрофсоюзные кампании, идущие в соседней отрасли или другом профсоюзе. Эту мысль, я считаю, сегодня надо насаждать в профсоюзах, как картошку при Петре Первом - убеждением и контролем за ростом.
И если формулировать кратко, то путь, по которому мы можем идти дальше, - это связка между экспертизой, которая у профсоюзов почти идеальная, работой в имеющихся трехсторонних институтах и развитием ежедневной солидарности. Последнее, кстати, означает не только знание того, что происходит у товарищей, но и действие. Знание без действия не может дать результата.
А пока что - по ссылке выше подпишите письмо по “Нестле”.
Дорогу нужно начинать с шага.
Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"