В 1970 году прогрессив-рок, едва оперившись, словно кукушонок, заворочался в гнезде, расталкивая конкурентов. ELP, Genesis, Yes, King Crimson, Gentle Giant были в первых рядах, но это только малая малость из тьмы "прогрессоров", и взлететь удалось далеко не всем. А вот группе Supertramp - удалось, хотя для этого музыкантам пришлось избавиться от сложных композиций в пользу мелодичных песен с четко выстроенными структурами. Впрочем, позднее тем же путем пошли - с разным успехом - и вышеперечисленные коллективы, за исключением King Crimson. Но вернемся к дебютной пластинке Supertramp, впервые изданной в 1970 г. на лейбле A & M.
Side One:
1. Surely – 0:31
2. It's a Long Road – 5:33
3. Aubade/And I Am Not Like Other Birds of Prey – 5:17
4. Words Unspoken – 3:59
5. Maybe I'm a Beggar – 6:44 ~ Lead vocals: Palmer and Hodgson
6. Home Again – 1:15
Side Two:
7. Nothing to Show – 4:53 ~ Lead vocals: Hodgson and Davies
8. Shadow Song – 4:23 ~ Lead vocals: Palmer and Hodgson
9. Try Again – 12:02 ~ Lead vocals: Hodgson and Palmer
10. Surely – 3:08
Rick Davies – keyboards, harmonica, vocals
Roger Hodgson – lead vocals, bass guitar, acoustic guitar, cello, flageolet
Richard Palmer – acoustic guitar, balalaika, electric guitar, vocals
Robert Millar - Percussion, Harmonica
Produced by Supertramp
Recorded: June 1970 at Morgan Sound Studios, Willesden, North London, England
Engineered by Robin Black
Released: 14 July 1970
Label: A&M
Length - 47:31
Группа была собрана Риком Дэвисом благодаря объявлению, которое он дал в популярную еженедельную газету Melody Maker. В процессе репетиций сложился творческий союз Дэвис - Ходжсон, который и сочинил всю музыку для альбома. Так как писать тексты ни тот, ни другой не желали, эту обязанность возложили на гитариста Ричарда Палмера - впоследствии тот говорил, что для него это было чем-то вроде школьного задания. Альбом писался по ночам: музыканты верили, что это вносит"волшебство"в их игру. Так или иначе, диск действительно вышел волшебным, в композициях сплелись как светлая лирическая составляющая, так и более жесткие фрагменты, чем-то напоминая работы King Crimson того же времени.
Годы спустя Ходжсон называл запись "наивной". Однако музыкальные критики того времени хорошо отзывались о пластинке - к примеру, в одном обзоре говорилось: "Этот дебютный альбом многообещающей группы музыкантов-поэтов намного мелодичней большинства дисков, выпущенных под ярлыком "прогрессив". Автор обзора Джудит Симонс верно подметила главную черту музыки группы - характерная мелодичность стала основой будущего успеха Supertramp. Увы, симпатии критиков было недостаточно, поскольку в коммерческом плане альбом постигло полное фиаско. Совершенно непонятно, почему тогдашнюю публику не впечатлили такие композиции, как Words Unspoken, Maybe I'm A Beggar или Nothing To Show, выполненные в лучших традициях арт-рока, с их переходами от пасторальных мелодий к жестким пугающим ходам. А 12-ти минутная Try Again и вовсе проводит слушателя через звуковой лабиринт настроений, эмоций, взлетов и падений... Альбом закольцован красивой мелодией Surely - мудрый ход, песня служит изящным обрамлением для полного контрастов содержания. Такой продукт - и не нашел спроса?? поразительно, но факт. Видимо, звукозаписывающая компания плохо раскручивала диск (в США его тогда вообще не выпустили, сделав это лишь в 1977 г.) К счастью, лидеры - Дэвис и Ходжсон не сломались под бременем неудач (второй альбом также был провальным) и совершили своё Преступление Века, чтобы затем триумфально вкусить Завтрак в Америке.
Ну, а первый альбом так навсегда и остался неоцененной жемчужиной раннего прогрессива, песни из которого даже сами музыканты после 1974 г. перестали исполнять. Лишь истинные ценители - а их немало! - продолжают слушать и наслаждаться этим великолепием. Предлагаю сделать это и всем прочитавшим мою скромную заметку:)