У каждого из нас бывают на работе дни, когда не знаешь, за что хвататься, а в итоге под вечер понимаешь, что ничего не сделано. В бухгалтерии такое совсем не редкость. Некоторые руководители считают, что надо просто грамотно распределить между подчиненными функции и участки работы.
Соглашусь, но добавлю, что это лишь стратегическая часть планирования. А нужна еще и тактическая. То есть поставить задачи на день надо так, чтобы все успеть и при этом никого не перегрузить. Как же это эффективно сделать?
Советами с журналом «Главбух» поделился Павел Меньшиков — автор бестселлера «Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии», имеет многолетний опыт работы главным бухгалтером.
Правило трех восьмерок
Большое заблуждение многих в том, что если бы увеличилось количество часов в сутках, то они бы сразу все успели на работе. На самом деле, наоборот, чтобы все успеть, надо не увеличивать рабочее время, а сокращать. Я всегда рекомендую планировать день по правилу трех восьмерок «8-8-8».
Расшифровываю: восемь часов на сон, восемь — на личную жизнь, восемь — на работу. В сумме — 24 часа .
Понятно, что это идеальная картина, и иногда мы спим и отдыхаем гораздо меньше, чем работаем. Но возьмите себе это за правило, и старайтесь его придерживаться, потому что эти три восьмерки придуманы не просто так.
Восемь часов необходимы взрослому человеку, чтобы организм отдыхал. Это установили медики. Сон — явление природы, которое отменить невозможно. Бороться с ним бесполезно и гибельно для человека. И это относится как к главбуху, так и к его сотрудникам. Поэтому никак нельзя позволять работе занимать время, отведенное на отдых.
Восьмичасовой рабочий день гарантирован вам законом. А все остальное автоматически входит в понятие «личная жизнь». Как-то на одном из своих семинаров я рассказывал про правило трех восьмерок. И некоторые из участников говорили, что восемь часов в день на личную жизнь это много. Я хочу вам сказать, что это не много. Это нормально.
В личную жизнь ведь входит все, чем заполняется ваша жизнь вне офиса — и общение с друзьями, и время наедине с самим собой, и дорога от дома до офиса, и даже обеденный перерыв. Даже если вам нечем заняться в свободное время (иногда такое случается), просто отдохните, поленитесь. Но не тратьте это время на работу. Для работы у вас и так есть целых восемь часов.
Задачи бухгалтера на день
Восемь часов, которые отводятся на работу, — это совсем не мало. А если этого времени не хватает, то прежде всего потому, что не получается продуктивно его использовать. Чтобы распланировать рабочий день, рекомендую для начала определить, на что постоянно уходит время.
Текущие дела. Это функции, непосредственно связанные с результатами работы бухгалтерии. К ним относятся ввод первички, сверка с контрагентами и так далее.
Инвестиционные задачи. Здесь имеется в виду работа, косвенно, а не напрямую связанная с результатами. То есть позволяющая выполнять повседневные обязанности быстрее, качественнее и дешевле.
Инвестиционными задачами, к примеру, будут: переговоры с компьютерщиками насчет доработки бухгалтерской программы (допустим, по автоматизации ручных операций), совещания, подготовка регламентов, документооборота и инструкций.
Внешние отвлечения. Планировать рабочий день, учитывая только текущие и инвестиционные задачи, неверно. Всегда найдутся мелкие вопросы или важные и архисрочные дела, которые с завидной регулярностью подкидывают в бухгалтерию соседние подразделения. Именно поэтому должен быть резерв времени для каждого сотрудника.
Отдых. Даже мотор необходимо время от времени выключать, чтобы он не сломался от перегрева. А что тогда говорить о живых людях? В идеале нужно делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы сохранить хорошую работоспособность в течение всего дня. И это помимо обеденного перерыва.
Планирование рабочего дня зависит от должности
Обязанности главного бухгалтера и рядовых специалистов существенно отличаются, поэтому структура рабочего дня должна быть разной. Чем больше у главбуха сотрудников, тем меньше времени у него должно уходить на текущие дела, так как это уровень его подчиненных. Как руководитель, он должен концентрироваться в основном на инвестиционных задачах.
При этом не стоит ориентировать бухгалтеров только на выполнение повседневных обязанностей. Нужно дать им возможность еще и профессионально расти. Скажем, участвовать в автоматизации, изучать изменения в законодательстве на своих участках. Чтобы поддерживать качество текущей работы на должном уровне, такое саморазвитие просто необходимо.
Время на отдых должно быть одинаковым и у руководителя, и у сотрудников, так как речь идет о человеческой физиологии, которая от занимаемой должности не зависит.
А вот на решение каких-то незапланированных вопросов у вас, как у главбуха, должно быть зарезервировано гораздо больше времени, чем у обычных специалистов. Ведь руководителя отвлекают гораздо чаще и по более серьезным поводам.
Сколько времени и чему уделять на работе
В среднем в месяц бухгалтеры трудятся 176 часов (8 часов в день × 22 рабочих дня). Теперь общее количество часов необходимо распределить между задачами. Чтобы понять, сколько часов в день можно отвести на текущие и инвестиционные задачи, начнем с нормативов на отдых и резервов на непредвиденные дела.
Исходя из десятиминутных перерывов после каждого часа-полутора, на отдых выделим примерно час в день. На различные мелкие или срочные вопросы бухгалтеру дадим еще один час. А вот у главбуха этот показатель должен быть минимум в три раза больше.
Если же в течение дня специалиста никто не отвлекает неожиданными просьбами, то освободившееся время нужно потратить на решение текущих или дополнительных инвестиционных задач. Ведь бухгалтерии всегда есть чем заняться.
Получилось, что на дела, которые поддаются планированию, у обычного бухгалтера остается 6 часов (8 – 1 – 1), у главного — 4 часа (8 – 1 – 3). Далее 6 часов бухгалтера разбиваем на 5 часов текущей работы, 1 час в день остается на профессиональный рост. Четыре часа главбуха должны состоять из трех часов на инвестиционные задачи и лишь 1 час — на текучку (допустим, контроль бухгалтерской и налоговой отчетности).
На что тратить время на работе
Если вы, будучи главным бухгалтером, видите, что часов на текущие и инвестиционные задачи не хватает, значит, нужно увеличивать штат отдела. Именно из-за неправильной оценки времени, которое требуется заложить в резервы, фактический рабочий день превращается в ненормированный.
Планирование рабочего времени в отчетный период
Правило трех восьмерок и структура рабочего дня — это общие принципы, которые обычно сложно реализовать на практике. Не забывая о том, что бухгалтерия в своей работе должна учитывать не только производственный, но и налоговый календарь.
Что делать в заведомо авральные дни сдачи отчетности? Уходить вовремя, помня о нормативах на сон и личное время? Вряд ли получится, так как отчетность должна быть качественно подготовлена и сдана не позднее установленных сроков. В такие моменты придется жертвовать и сном, и всем остальным. Но правило трех восьмерок не должно нарушаться.
Все переработки надо компенсировать в послеавральные дни. Например, несколько дней уходить домой пораньше. То есть месячный баланс между работой и отдыхом должен сохраняться.
Тот же принцип необходимо применять и при распределении времени между текущими и инвестиционными задачами. Разумеется, есть периоды, когда бухгалтер, в том числе и главный, вынужден заниматься только рутиной. Но тогда в другие относительно спокойные дни опять-таки больше времени нужно выделить на профессиональное развитие.
Чтобы подобные перекосы были минимальными, спланируйте работу сотрудников так, чтобы на дни отчетности оставались только неотложные дела. Снизить неравномерную нагрузку также помогут подготовительные мероприятия по закрытию периода, которые можно провести еще до того, как он окончится.
Можно составить план на месяц
Индивидуальный план работы на календарный месяц для каждого сотрудника и для себя лично можно составить в таблице Excel и расписать по дням, сколько часов должен работать бухгалтер и какие функции выполнять.
Возьмем бухгалтера по расчету зарплаты. С 1-го по 5-е число месяца он занимается только текущими задачами. Более того, рабочий день в этот период фактически составляет не 8, а 10 часов. Это и нужно отразить в календарном планировании. Затем, с 6-го по 10-е число, когда зарплата уже рассчитана, наступает этап относительного спокойствия. В этот промежуток можно, с одной стороны, предусмотреть сокращенный рабочий день, а с другой — запланировать больше времени на инвестиционные задачи.
Чтобы бухгалтеры правильно расходовали рабочее время, конкретно оговаривайте, кто что делает. Например, 6-го числа сотрудник два часа изучает изменения в законодательстве, а 7-го и 8-го в течение трех часов разрабатывает инструкции на рабочее место.
Надо признать: бухгалтерам проще, чем любому другому специалисту, увязнуть в текучке. Так что выполнение планов по инвестиционным задачам главбуху нужно строго контролировать. К примеру, можно поручить подчиненному подготовить краткий обзор изменений в законодательстве в письменном виде. Это поможет и вам сэкономить ваше рабочее время.