Путешествуя по различным городам Италии, мы с мужем посещали местные художественные галереи. Так в Риме мы были в галерее Боргезе, во Флоренции – в галерее Уффици, в Милане - в галерее Амброзиана. В этих музеях широким спектром представлены работы итальянских художников эпохи Возрождения. Наряду с произведениями титанов того времени, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Тициана Вечелли, не менее достойное место занимают работы еще одного великого художника той эпохи, Рафаэля Санти.
Рафаэль Санти прожил всего лишь тридцать семь лет, но за свою недолгую жизнь успел добиться невероятных высот и сделать головокружительную карьеру художника. Он был официальным живописцем папского двора. Он работал больше всех художников своего времени, заработал больше многих предпринимателей, его любили самые красивые женщины, и он не отказал себе ни в одном земном удовольствии. Вся его жизнь – это история успеха и признания. Талантливый мастер, делец, обаятельный руководитель – он по праву считается одним из символов итальянского искусства.
Для справки: Возраст в 37 лет, по странным обстоятельствам, явился роковым, фатальным для многих гениальных деятелей искусства. Вспомните слова песни В. С. Высоцкого:
«С меня при цифре «тридцать семь» в момент слетает хмель.
Вот и сейчас, как холодом подуло.
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль.
И Маяковский лег виском на дуло».
В возрасте, примерно, в 37 лет ушли из жизни: Рафаэль- в 37лет, Пушкин- в 37лет, Шопен – в 39 лет, Бизе – в 37лет, Ван Гог – в 37лет, Гершвин- в 37лет, Модильяни – в 37лет, Мендельсон – в 37лет, Байрон – в 36 лет, Моцарт- в 35 лет, Караваджо- в 39 лет, Велимир Хлебников – в 37лет, Маяковский – в 37лет, Лорка- в 38 лет, Мэрилин Монро- в 37 лет и т.д.
Из всех увиденных работ Рафаэля самое неизгладимое впечатление, в том числе своими размерами (высота картины более четырех метров), произвела на нас с мужем, выставленная в Соборе Святого Петра, в Ватикане, последняя его картина - «Преображение Господне».
История создания этой картины следующая. В 1516 году кардинал Джулио де Медичи (через несколько лет его изберут на папский престол), для оформления собора Святых Юста и Пьомбо в городе Нарбонна (Франция), где он занимал должность архиепископа, организовал конкурс между двумя самыми востребованными на тот момент художниками Рима: Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэлем Санти. Первому он заказал картину «Воскрешение Лазаря» (она сейчас хранится в Национальной галерее Лондона), другому – «Преображение Господне». Рафаэль решил показать себя во всем блеске. Он продемонстрировал в этой картине весь свой опыт и умение двадцатилетней карьеры. На своем холсте Рафаэль объединил две сцены. В верхней части – момент Преображения на горе Фавор, который освещен слепящим светом, бьющим из-за спины Христа. Своей мощью свет сбивает с ног апостолов, потрясенных чудесным явлением. В нижней части изображены люди, с отсутствием спасительного света Иисуса, оставленные во тьме и отчаянии. Больной, бесноватый юноша полностью потерял контроль над своим телом, закатил глаза, и даже поза его говорит о полном безумии. Люди, которые его окружили, напряжены до предела: кто-то из них указывает на одержимого, кто-то на гору, как бы восклицая, что только Христос сможет вылечить безумца.
Для справки: Преображение Господне - это евангельское событие, когда Иисус Христос и его ученики, апостолы Петр, Иаков и Иоанн поднялись для молитвы на гору Фавор (гора, высотой 588 метров, расположена в Израиле, в 9-ти километрах от города Назарет). Во время молитвы апостолы увидели Иисуса Христа, преображенного во всей Божественной славе. В присутствии своих учеников Иисус преобразился: «… И просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». Перед Христом явились пророки Моисей и Илия, и они говорили с Иисусом о предстоящем его исходе – распятии на кресте. Чуть позже появилось светлое облако, и из недр его раздался голос Бога-Отца. Он обратился к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте». После этого чудесного события Христос и его ученики спустились с горы. Иисус, тотчас, у подножия горы, совершил чудесное деяние. Он исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй. Все возможно верующему». Это событие празднуется в христианском мире 19-го августа и носит название «Преображение Господне». На Руси этот праздник также называют «Яблочный Спас».
Спустя четыре года работа над картиной еще подходила к завершению, но слава о ней уже разнеслась по всему Риму. Результат потряс де Медичи, который потерял всякое желание отправлять картину во Францию. В марте 1520 года «Преображение Господне» еще стояло в мастерской Рафаэля, который наносил на нее последние штрихи. Но он был уже не в силах держать кисть в руках. Современник Рафаэля, Джорджо Вазари, в своей книге «Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» приводит причины столь раннего ухода из жизни великого мастера: « Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот, однажды, после времяпровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильном жару, и врачи решили, что он простудился. А так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении».
В этот раз Рафаэль и впрямь перешел черту. Его любовные похождения оказались роковыми. Никакое лечение не могло его спасти. Когда Рафаэль уже не поднимался, его ученики перенесли картину «Преображение Господне» к его кровати. Гениальный художник умер, созерцая свое последнее великолепное творение. Смерть Рафаэля была не совсем обычна. Он умер в день своего рождения, в страстную пятницу, 6-го апреля. Жизненный путь прозванного в Риме «божественного» художника, таким образом, замкнулся в геометрически идеальный круг.
Могила Рафаэля Санти находится в римском Пантеоне. Не всем перепадает честь быть похороненным в таком месте.
Над его усыпальницей выбита надпись:
«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боится умереть и сама».
На этом прощаюсь.
Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои другие стать о творчестве Рафаэля:
- «Рафаэль. "Снятие с креста". Шокирующие разборки итальянской мафии»