Представьте, что вы пришли послушать концерт для фортепиано с оркестром, бесподобный по красоте исполнения и программе концерт Прокофьева и Чайковского. Дирижирует великолепный Туган Таймуразович Сохиев из Владикавказа, главный дирижёр Большого театра в Москве, партию фортепиано исполняет гениальный Ефим Наумович Бронфман из Ташкента. Вы находитесь под волнующим впечатлением музыки, а мастерство исполнителей трогает вас до слезы в глазах.
Именно такого удовольствия недавно удостоились жители Кёльна, посетившие городскую филармонию. Зал аплодирует стоя необычно долго для немцев, крики «браво» никак не затихают. Окрылённые звуками музыки и всё ещё находясь под влиянием эмоций вы интересуетесь, где растят таких музыкантов. Ташкентская государственная консерватория, где преподавал отец будущего блестящего музыканта Ефима Бронфмана, была создана в 1936 году. В первые годы в ней работали видные педагоги, направленные в Узбекистан из Московской консерватории. Ташкентская консерватория была первым подобным учреждением во всей Средней Азии. Она готовила высококвалифицированных специалистов для музыкальных учреждений всего региона: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении. Одним из направлений работы консерватории стало изучение музыкального наследия Узбекистана. Национальная традиция преподавалась на кафедре истории и теории музыки, а с 1972 года — и на специальной кафедре восточной музыки. С 1939 года при консерватории действовала Центральная музыкальная школа-интернат им. В. А. Успенского, где и сделал первые шаги в музыке навстречу своему большому будущему пианист Ефим Бронфман.
В настоящее время школа преобразована в Академический лицей одарённых детей. Дирижёр Туган Сохиев учился музыке в музыкальной школе по классу осетинской гармоники, затем на дирижерском отделении во Владикавказском музыкальном училище. Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева (современное название) был открыт в 1938 г. по приказу управления по делам искусств при Совнаркоме СОАССР «в целях всемерного дальнейшего развития музыкальной культуры в республике и стимулирования музыкального образования среди молодежи», как говорилось в приказе.
Нам действительно кажется совершенно естественным наличие консерваторий и музыкальных учебных заведений во всех уголках большой страны, а развитие музыки и музыкальных талантов приоритетным направлением. Но дела обстоят совсем не так в мире «демократических» завоеваний при лидерстве Соединённых Штатов Америки. А что если бы Ефим Бронфман родился в Афганистане, а Туган Сохиев в Ираке после прихода туда американского мира? В какую консерваторию, открытую американцами, пошли бы они учиться? Давайте посмотрим.
После того, как в 1919 году Афганистан получил независимость, в развитии его музыкальной культуры начался подъём. Была основана школа музыкантов, в страну проникли и получили широкое распространение европейские музыкальные инструменты. В 1960-х гг. группа талантливой афганской молодёжи прошла обучение в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но после вывода советских войск из Афганистана, к власти пришёл «Талибан». Следом были запрещены все виды музыкального творчества, кроме религиозного пения.
Ахмад Насир Сармаст, сын известного афганского композитора, сделавший делом своей жизни борьбу за афганские музыкальные традиции и образование, тоже окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение и этническая музыка». В 2010 году Ахмад Сармаст при содействии Министерства образования ИРА и Университета Монаша с большим трудом открыл в Кабуле единственную на всю страну музыкальную школу. Средства на открытие школы собирали буквально всем миром при участии частных благотворителей: немецкое общество музыкальной торговли снабдило школу музыкальными инструментами, а
Национальный музыкальный колледж в Лондоне помог с разработкой программы курсов. Огромный вклад в финансирование Национальной музыкальной школы внёс также известный русский скрипач Михаил Симонян. В начале 2013-го года счастливые выпускники смогли наконец слетать в Вашингтон, Бостон и Нью-Йорк с концертами, продемонстрировав свои успехи.
В Ираке, куда американцы тоже добрались со своим строительством лучшего мира до 2003 года музыкальное образование развивалось активно. В 1940-м году в Багдаде построена академия изящных искусств, многие выпускники которой своё образование продолжали в СССР. Ряд иракских выпускников всё той же Московской консерватории вернулись в Багдад чтобы преподавать у себя дома. Информации о музыкальных, школах, театрах, лицеях, построенных американцами, «пришедшими в Ирак с великим уважением к его гражданам» (из речи Дж. Буша младшего по поводу вторжения в Ирак) найти не получается. Несомненно такие учебные заведения нужно беречь и приумножать.
Это точно понимают в Ираке и Афганистане, где на всю страну по одной музыкальной школе. Должным образом ценят свои музыкальные школы, построенные Советской Россией с большим вниманием именно к национальным особенностям, и бывшие республики СССР. И как удивительно, что на просторах огромной многонациональной страны в каждом её уголке дети могли учиться музыке, причём дети со всего мира.
С праздником!
Автор: Дарья Топадзе