Одна из самых ярких страниц в истории и архитектуре Средней Азии - эпоха Тамерлана (1336 - 1405 гг). Из разграбленного и раздираемого конфликтами улуса Чагатаев он создал центр мировой державы.
Архитектура Амира Темура (Тимура, Темера, Темира, Томура, Тимера, Тоймура) помогает понять его замыслы и мировосприятие, успех и масштабы его свершений.
“Если сомневаешься в нашей силе - посмотри на наши сооружения”
Это выражение принадлежит Сохибкирану Амиру Темуру. Титул Сохибкиран значит "Обладатель счастливого сочетания звёзд". Памятники архитектуры, сохранившиеся в Самарканде, Кеше (Шахрисабзе) - бывших столичных центрах его империи, Шаше (Ташкенте), Ясы (Туркестане) можно читать как книгу, написанную Темуром-созидателем.
Суфийский след в архитектуре Тамерлана
Первым архитектурным сооружением Тамерлана стал мавзолей шейха-суфия Шамс-ад-дина Куляла, возведённый в начале 70-х годов в Кеше. Строительство мавзолея было не только данью Ученика своему Учителю, оно выражало общую стратегическую линию - укрепление культового почитания суфийских шейхов.
Практически одновременно он возводит другой мавзолей в Самарканде для шейха Нуриддина Басира, известного как “Четырнадцатый кутб” (высшая духовная степень суфиев). В 1881 году святого перезахоронили, а мавзолей снесли.
Одно из самых лаконичных по форме и внешней отделке строение своего времени известное сегодня как мавзолей Рухабад - “Обитель Духа”. Основанием его является куб, на котором располагается переходный арочный восьмигранник со световыми окнами на главных осях. Венчает строение сфероконический купол. В мавзолей ведут три входа — с севера, запада и юга. Убранство мавзолея весьма аскетично.
Этими строениями Тамерлан не только закрепил свой авторитет среди мусульман, но и продекларировал, что его власть находится под покровительством этих святых людей.
Суфизм в этот период пользовался большим приоритетом у власти и новые культовые объекты Кеша и Самарканда укрепляли духовный статус столиц.
Архитектура Тамерлана и ортодоксальный ислам
Но не только суфийское направление ислама утверждал Тамерлан. Он занимался перестройкой и обновлением исконно культового места Самарканда Шахи-Зинда (с узб. “Живой царь”).
С этим местом связаны легенды о Кусаме ибн Аббасе, пришедшем в 676 г. в Самарканд проповедовать ислам. Одна из версий говорит, что во время сражения с неверными Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться в образовавшейся расщелине (или в колодце), где и находится по сей день. Верующие ждут его возвращения.
Поскольку Кусам ибн Аббас был любимым двоюродным братом пророка Мухаммада (Мухаммеда), то сюда началось паломничество мусульман. Поэтому возвели мавзолей - ложную гробницу, ведь тела Кусама так и не нашли. В 11 веке комплекс состоял из усыпальницы и мечети. Существовал также минарет, от которого на виду осталась только верхняя ротонда и основание, а все остальное оказалось заложено более поздними кладками.
Так же из военного похода 1399 - 1404 гг Тамерлан привёз останки пророка Дониёра (Данияра, Даниила, Даниеля), сподвижника Кусама ибн Аббаса. Захоронив их на Афросиабе, в северной части современного Самарканда, построил мечеть всё с той же целью укрепления власти и утверждения уже ортодоксальной традиции.
Как Тамерлан выразил в архитектуре идею управления империей?
За счёт казны строились ханаки - место встреч и радений дервишей. Они стали играть большую социальную роль в обществе. Там проводились общественные и политические собрания, создавались больницы и т.д. Нередко в ханаках останавливались странствующие суфии, поэты, учёные, представители знати и даже правители, разделяющие суфийскую философию.
Более того, во времена Тамерлана ханаки стали строить вместе с медресе - школами традиционного исламского образования, где изучали Коран, хадисы (предания о словах и действиях Мухаммеда), науки адаба (правила поведения, хорошие манеры, порядочность, человечность).
Например, в таком духовном центре Самарканда с ханакой и медресе стоит мавзолей Гур Эмир - гробница самого Тамерлана.
Говорят ли названные архитектурные памятники о том, что Амир Темур оставался верен суфийской традиции?
Читается ли в "книге из камня" принципиальная идея Сохибкирана "объединяй и направляй", а не популярная "разделяй и властвуй"?
Является ли архитектурное наследие Тамерлана его завещанием сохранять духовную цельность ислама?
Читайте также: Тадж-Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда
Кто же всё-таки построил Вал Чингизхана?
Царь Ирод: архитектор Святой Земли
Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь информацмей с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.