Идея понимания предназначения и истории места приводит к появлению скандинавского регионализма. Раньше всего регионализм появился именно в скандинавских странах - в первую очередь из-за их специфического климата, которому не отвечали классические каноны строительства и ордерная система, пришедшая из Средиземноморья, т.е. региона с куда более теплым климатом.
Современный регионализм:
Регионализм как направление начал формироваться еще в XIX в, но настоящего расцвета достиг во второй половина XX в благодаря значительному развитию строительных технологий и материалов.
Финский архитектор Алвар Аалто и его гуманистический подход к архитектуре стал ключевым ориентиром для развития собственного стиля в северных странах, и его приверженность созданию здания как полного произведения искусства оставила много примеров его дизайнерского гения не только в зданиях, но и в их элементах интерьера.
Аалто критиковал излишний функционализм и бездушность и призывал к тому, чтобы архитекторы учитывали психофизическое состояние человека. Это, по его словам, единственный способ гуманизации архитектуры. Современный рационализм произвел свою собственную эстетику, а также различные положительные эффекты в строительной экономике. Однако акцент на стандартизацию и массовое производство часто приводил к ошибочности научного детерминизма, а одержимость эффективностью в планировании, проектировании и строительстве неизбежно приводила к сухой и однородной среде.
Критический регионализм - это подход к архитектуре, который стремится противостоять безмятежности и отсутствию идентичности международного стиля, но также отвергает причудливый индивидуализм и орнамент постмодернистской архитектуры. Стилистика критического регионализма стремится создать архитектуру, коренящуюся в современной традиции, но привязанную к географическому и культурному контексту. Критический регионализм - это не просто регионализм в смысле архитектуры. Это прогрессивный подход к дизайну, который стремится стать посредником между глобальным и местным языками архитектуры. Критические регионалисты считают, что как современная, так и постмодернистская архитектура "глубоко проблематичны".
Двумя архитекторами, чьи работы можно привести в пример, являются Йорн Утцон и Алвар Аалто. Церковь Утцона Багсверд, расположенная близ Копенгагена, является самосознательным синтезом между универсальной цивилизацией и мировой культурой. Об этом свидетельствует рациональная, модульная, нейтральная и экономичная, частично сборная бетонная внешняя оболочка (т. е. универсальная цивилизация) против специально разработанной, "неэкономичной", органической, железобетонной оболочки интерьера, означающей с ее манипуляцией светлым сакральным пространством и "множественными кросс-культурными ссылками".
В качестве аналогичного примера у Аалто можно указать на Ратушу из красного кирпича Säynätsalo, где, по его утверждению, существует сопротивление универсальным технологиям, на которые влияет использование тактильных качеств строительных материалов. Он отмечает, например, контраст между трением кирпичной поверхности лестницы и упругим деревянным полом зала Совета.