Найти тему
Исследователь

Книжное. Михаил Шифрин. 100 рассказов из истории медицины

За три дня прочитав книгу «100 рассказов из истории медицины», я понял, что такого удовольствия от чтения я не испытывал со времен книги «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря. Вообще, хорошая книга по истории сегодня вещь редкая. На две книги Зыгаря, на восемь томов «Намедни» Леонида Парфенова мы имеем дюжины томов Старикова или Мединского, которые не то что историей – книгой можно назвать с трудом. А даже если хорошая книга выходит, ее цена отпугнет читателя, а печатаные на туалетной бумаге «Мифы о России» продаются на любом вокзале.

Тем приятнее видеть книгу, написанную со знанием и любовью к предмету. У Михаила Шифрина герои – реальные исторические деятели – живут интереснее, чем персонажи многих современных романов. Чего стоит одно жизнеописание Доминика Жана Ларрея, главного хирурга Великой армии Наполеона:

На поле битвы при Ватерлоо Ларрей снова бродил по «ничейной земле», подбирая раненых под огнем теперь уже английских батарей. Главнокомандующий Веллингтон увидел это в подзорную трубу и спросил:
- Кто этот дерзкий?
- Это Ларрей, милорд.
- Распорядитесь не стрелять в ту сторону. Пусть он соберет кого захочет.
И герцог Веллингтон приподнял шляпу в знак приветствия.

Таких рассказов в книге сто, поэтому читается она налету. Много рассказов о русских врачах и ученых – однако вряд ли их оценит человек вроде Мединского, рисующий Россию царством добра и права. Например, в рассказе о великом хирурге Сергее Юдине рассказывается, как его били в НКВД. Выбили все зубы, но голову и руки не трогали – был приказ сохранить Юдина как хирурга.

Несмотря на известную долю мрачности, неизбежную при сочетании истории и медицины, книга «100 рассказов из истории медицины» звучит оптимистично. От знаменитого Амбруаза Паре, сказавшего «Я его перевязал, а бог вылечил», до сегодняшних медиков и генетиков – каждая история рассказывает о том, как человек бился и побеждал в самой важной войне – войне против болезни и смерти.

Антон Басов