Статья написана в рамках фестиваля сообщества «Мой любимый альбом»
Автор: @nikulinsb
Помню, как друг привёз из Москвы купленный там в подворотне этот альбом (1976 год). Он отдал его мне, так как у меня была приличная для тех лет аппаратура и ко мне приводили на «прослушивание» этого альбома всех местных подружек… Ни на одну музыку ни до, ни после они так не клевали… И их можно понять: мелодичная музыка, да ещё на русском — не надо притворятся и изображать восторг от каких-нибудь истошных «Лед Зеппелин» или абсолютно заумных «Джетро Талл». Так что этот альбом окупил себя многократно…
Я знаю только два советских альбома, которые этот мой друг купил с переплатой (как какую-нибудь «фирму») — это первый альбом «Песняров» (с «Александриной») и Тухмановский «По волне…». А диск этот стоил тех денег, правда новизну и ценность он терял стремительно, по мере того как рынок насыщался. Мне одна подруга даже предъявила претензию — типа «Ты говорил, что это единственный диск во всём Мухосранске, я всем разболтала, а он теперь у всех наших в классе есть…»
И зазвучал он из каждого окна. Затем он всем надоел до чёртиков, как всегда бывает, если обожрёшься чего-нибудь вкусного. А потом он как-то незаметно и тихо встал в ряду лучших альбомов конца 20-го века.
Тухманов понимал, что за проект он готовит, ожидал, что будет бомба, но боялся сам попасть под этот взрыв. Могут ведь не то, что не пропустить и запретить, это — дело привычное, но могут счесть и врагом, который пытается вылить мутную струю западного влияния в чистое озеро социалистического реализма. Поэтому всё, что можно было сделать тихо — делалось без огласки.
Главное в альбоме — это концепция: жемчужины мировой поэзии в виде современных музыкальных композиций. Тухманов относил музыкальный стиль своего альбома к арт-року. Может, и так. Подборку стихов ему сделала жена, музыкантов для проекта подбирал сам. К тому времени у него в голове сложилось окончательно, как должна звучать каждая композиция, и он ясно видел, кто мог бы там сыграть и спеть. На худсовет песни представлял он сам, аккомпанируя себе на рояле в типично романсовом стиле. Всё прошло зашибись — никто ничего не заподозрил, и альбом утвердили.
Ритм-группу он взял из ансамбля, который аккомпанировал Ободзинскому — бас, гитара, ударник. На клавишах играл сам. Перед выходом альбома они с Ободзинским поругались, и фамилии музыкантов выпали с обложки. Пропали с обложки не только они. Вторую композицию альбома — «Из Сафо» — пела Наталья Капустина, но она подала заявление на выезд. Восьмая композиция — «Сердце моё, сердце» — поёт Александр Лерман. Тот же фокус.
С течением времени моё восприятие этого альбома стало меняться, какие-то вещи поблекли, какие-то, наоборот, стали ближе. Бывший ударный хит «Из вагантов» стал восприниматься как запиленный шлягер, когда-то бывший невероятно популярным — но давно. А такие композиции, как «Смятение» или «По волне моей памяти» (давшая название альбому), дали почувствовать скрытую в них крутость музыкальных решений (я пишу исключительно о моём, личном восприятии альбома — у других могут быть другие любимые композиции, это неважно)…
На тридцатилетие выхода альбома был снят музыкальный телефильм, где все песни предстали в виде клипов, где известные певцы перепевали эти песни… Вот одну из композиций, ту, про которую я упоминал — исполняет Анастасия Стоцкая — здорово исполняет! Не хуже, чем Людмила Барыкина из «Весёлых ребят», спевшая её на альбоме. Вот этот клип с ютуба:
***
Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И отличной музыки!
Страница сообщества «Музыка» на golos.io