Не секрет, что освоение океанских глубин – задача едва ли не более сложная чем освоение космоса. Как ни странно, но в вакууме человек может прожить до 1,5 минут. А на большой глубине вы моментально превратитесь в лепёшку.
Большой глубиной можно считать расстояние более 20 метров. Чем она опасна для простого водолаза?
Прежде всего человек сильно утомляется при таких давлениях воды. Во-вторых, много времени занимает спуск и подъём человека. При больших давлениях кровь водолаза сильно насыщается кислородом. А при быстром подъёме возникает эффект «пивной бутылки» - вскипание газа из крови. Такое явление носит название «кавитация». Подъём с глубины более 20 метров занимает до 2-х часов! А работать возможно только 45 минут!
Но можно и ускорить этот процесс. Это делается, если смешать дыхательную смесь с гелием. Однако проблема в том, что гелий производят почти весь в США.
Какая же самая современная на данный момент техника, существует у России для защиты своих специалистов в океанских глубинах?
В общем-то, недалеко ушло человечество после изобретения акваланга Жаком Ивом Кусто – всего несколько метров глубины, да отсутствие пузырьков на поверхности (в новом гидрокостюме «Амфора»). А принципиально – ничего нового, нет прорыва.
Конечно, человек может работать и глубже, но это совсем с другим индивидуальным оборудованием.
Оказывается, роботизированный подводный механизм стоит намного дороже и не так эффективен, как человек в скафандре. В связи с этим стало выгодно сделать тяжёлый нормобарический скафандр.
Такие нормобарические скафандры серии АС были испытаны и приняты военными на вооружение совсем недавно. Завершающие испытания проводились в 2016 – 2017 годах.
Задача разработки такого технического устройства очень сложна. Даже по сравнению с батискафом. Дело в том, что в скафандре присутствует много сочленений для обеспечения подвижности рук и ног, и на такой глубине, а он работает до 600 метров, их может запросто выдавить давлением воды.
Кроме всего прочего, скафандр оснащён четырьмя электродвигателями для передвижения под водой, причём водолаз развивает скорость до 3 узлов.
Габариты такого полу-батискафа довольно велики. При длине в 2,5 мета и ширине в 1,5 метра, весит АС немало – 1,5 тонны.
Как утверждают разработчики, манипуляторы костюма способны выполнять такую же работу, как и человеческие руки.
Нормобарические скафандры АС-54 и АС-55 уже применялись для ремонта линий связи на большой глубине и очень хорошо себя зарекомендовали.
На сегодняшний день пара АС передана Черноморскому флоту и пара Северному.
Наши конструкторы не остановились на этом и сделали ещё 2-х местную версию АС «Автономную станцию». Она представляет из себя два соединённых между собой одиночных скафандра. Один водолаз управляет передвижением, а второй манипуляторами.
Ещё одно достоинство АС – отсутствие кессонной болезни, то есть возможно быстрое поднятие водолаза с глубины.
В принципе, в области изучения океана что-то делается, но больших успехов явно не наблюдается, разве что в военной области.
Материалы по теме: патриотам.рф, topwar.ru, lektsii.org.
--------------------------
Весь цикл - Энциклопедия удивительных механизмов - читайте на нашем сайте!
Некоторые свежие статьи
Энциклопедия удивительных механизмов.Выпуск 38 (Штопор Хиггса - самый тяжёлый в мире).
Энциклопедия удивительных механизмов.Выпуск 39(Rotoped - "ходящий" автомобиль).
Внимание! Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.
Друзья Журнала и наши постоянные авторы