Найти тему
Rabotaman

Психологический климат в коллективе

Оглавление

Работники, подобно деревьям, расцветают в хороших условиях и гибнут в плохих. Эта статья поможет вам «вырастить» трудолюбивых сотрудников и получить хороший денежный урожай, наладив отношения в рабочей группе.

Актуальность проблемы создания психологически здоровой атмосферы в коллективе продиктовано, прежде всего, стремлением каждого человека развиваться и строить карьеру в физически и психологически комфортных условиях. Ведь, как говорил американский промышленник Генри Форд, началом любого дела является встреча двоих, прогрессом – их сотрудничество, а успехом – их желание. А последнее никогда не появится в неблагоприятной обстановке.

Что такое коллектив?

Это группа случайных людей, объединенных одной целью – выполнить определенную работу быстрее и лучше, чем они могли бы в одиночку. Но группа людей становится коллективом, только в том случае, если их отношения построены на доверии, взаимопомощи и взаимовыручке, то есть при благоприятном социально-психологическом климате.

На психологический климат в коллективе прямо или косвенно могут влиять различные факторы. Вот некоторые из них:

1. Удовлетворенность работой. Заработная плата, за которую можно купить не только хлеб, но и другие, менее необходимые вещи; гарантия получения отпуска, когда от переработки уже путаешь ботинки на левую и правую ногу; режим работы, когда без проблем успеваешь решить некоторые личные вопросы; перспектива карьерного роста и – вуаля – трудящийся окрылен и продуктивен;

2. Психологическая совместимость. Способность к длительной совместной деятельности возникает либо в случае сходства работников, либо в случае их взаимодополняемости (по принципу пазла);

3. Сплоченность коллектива. Уважение к лидеру, искренние отношения между коллегами, продолжительное совместное времяпрепровождение и признание важности каждого участника проекта предотвратят желание сотрудника поскорее сменить работу;

4. Коммуникативное поведение. Согласно классификации доктора философских наук В.М. Шепеля, служащие могут быть общительными коллективистами, самодостаточными индивидуалистами, тщеславными претензионистами, мимикрирующими подражателями, слабовольными приспособленцами и изолированными неконтактными личностями. Вам решать, кто у вас будет работать;

5. Характер деятельности. Монотонность работы, риск для здоровья и постоянные cтрессы – вам самому такое нужно? А работнику -то и подавно;

6. Стиль руководства. Демократический стиль позволяет каждому работнику почувствовать себя индивидуальностью, авторитарный – вызывает у подчиненных ощущение собственной никчемности и бездарности, зато попустительский стиль дает сотрудникам возможность в полной мере развить свои узурпаторские наклонности.

В любом трудовом коллективе может сложиться как благоприятная, так и неблагоприятная атмосфера.

Счастлив тот коллектив, где:

· преобладают равные отношения;

· поддерживают слабых;

· ценят личностные качества всех работников;

· успех вызывает радость, а горе – сопереживание;

· все члены активны и полны энергии.

ПРИМЕР! Смотрели фильм «Стажер» (2015)? В офисе Джулс Остин каждый мог проявить себя, даже семидесятилетний пенсионер. Вот что называется благоприятный психологический климат.

Несчастен тот коллектив, где:

· наблюдается конфликтность;

· присутствует соперничество;

· обязательно найден «козел отпущения»;

· царит зависть и злорадство;

· все члены пассивны и не способны объединиться.

ПРИМЕР! Читали повесть А. П. Чехова «Палата № 6»? Мало того, что в больнице везде прослеживалась бедность и антисанитария, так подчиненные еще и посмели упечь главного врача в психушку! Вот что называется неблагоприятный психологический климат.

Роль руководителя в улучшении рабочей обстановки.

Наладить социально-психологический климат в коллективе под силу только лидеру. Для этого ему нужно вести себя честно по отношению к работникам, клиентам и партнерам; придерживаться установленных им же самим правил; не обещать больше, чем в состоянии выполнить; искренне интересоваться идеями подчиненных; отказаться от любимчиков; обеспечить комфортные условия труда; всегда сообщать о принятых решениях.

Если руководитель будет неравнодушен к коллективу, то и коллектив ответит ему тем же.

#rm_статьи #rm_советы

Источник: https://rabotaman.ru/posts/post/153