Работники, подобно деревьям, расцветают в хороших условиях и гибнут в плохих. Эта статья поможет вам «вырастить» трудолюбивых сотрудников и получить хороший денежный урожай, наладив отношения в рабочей группе.
Актуальность проблемы создания психологически здоровой атмосферы в коллективе продиктовано, прежде всего, стремлением каждого человека развиваться и строить карьеру в физически и психологически комфортных условиях. Ведь, как говорил американский промышленник Генри Форд, началом любого дела является встреча двоих, прогрессом – их сотрудничество, а успехом – их желание. А последнее никогда не появится в неблагоприятной обстановке.
Что такое коллектив?
Это группа случайных людей, объединенных одной целью – выполнить определенную работу быстрее и лучше, чем они могли бы в одиночку. Но группа людей становится коллективом, только в том случае, если их отношения построены на доверии, взаимопомощи и взаимовыручке, то есть при благоприятном социально-психологическом климате.
На психологический климат в коллективе прямо или косвенно могут влиять различные факторы. Вот некоторые из них:
1. Удовлетворенность работой. Заработная плата, за которую можно купить не только хлеб, но и другие, менее необходимые вещи; гарантия получения отпуска, когда от переработки уже путаешь ботинки на левую и правую ногу; режим работы, когда без проблем успеваешь решить некоторые личные вопросы; перспектива карьерного роста и – вуаля – трудящийся окрылен и продуктивен;
2. Психологическая совместимость. Способность к длительной совместной деятельности возникает либо в случае сходства работников, либо в случае их взаимодополняемости (по принципу пазла);
3. Сплоченность коллектива. Уважение к лидеру, искренние отношения между коллегами, продолжительное совместное времяпрепровождение и признание важности каждого участника проекта предотвратят желание сотрудника поскорее сменить работу;
4. Коммуникативное поведение. Согласно классификации доктора философских наук В.М. Шепеля, служащие могут быть общительными коллективистами, самодостаточными индивидуалистами, тщеславными претензионистами, мимикрирующими подражателями, слабовольными приспособленцами и изолированными неконтактными личностями. Вам решать, кто у вас будет работать;
5. Характер деятельности. Монотонность работы, риск для здоровья и постоянные cтрессы – вам самому такое нужно? А работнику -то и подавно;
6. Стиль руководства. Демократический стиль позволяет каждому работнику почувствовать себя индивидуальностью, авторитарный – вызывает у подчиненных ощущение собственной никчемности и бездарности, зато попустительский стиль дает сотрудникам возможность в полной мере развить свои узурпаторские наклонности.
В любом трудовом коллективе может сложиться как благоприятная, так и неблагоприятная атмосфера.
Счастлив тот коллектив, где:
· преобладают равные отношения;
· поддерживают слабых;
· ценят личностные качества всех работников;
· успех вызывает радость, а горе – сопереживание;
· все члены активны и полны энергии.
ПРИМЕР! Смотрели фильм «Стажер» (2015)? В офисе Джулс Остин каждый мог проявить себя, даже семидесятилетний пенсионер. Вот что называется благоприятный психологический климат.
Несчастен тот коллектив, где:
· наблюдается конфликтность;
· присутствует соперничество;
· обязательно найден «козел отпущения»;
· царит зависть и злорадство;
· все члены пассивны и не способны объединиться.
ПРИМЕР! Читали повесть А. П. Чехова «Палата № 6»? Мало того, что в больнице везде прослеживалась бедность и антисанитария, так подчиненные еще и посмели упечь главного врача в психушку! Вот что называется неблагоприятный психологический климат.
Роль руководителя в улучшении рабочей обстановки.
Наладить социально-психологический климат в коллективе под силу только лидеру. Для этого ему нужно вести себя честно по отношению к работникам, клиентам и партнерам; придерживаться установленных им же самим правил; не обещать больше, чем в состоянии выполнить; искренне интересоваться идеями подчиненных; отказаться от любимчиков; обеспечить комфортные условия труда; всегда сообщать о принятых решениях.
Если руководитель будет неравнодушен к коллективу, то и коллектив ответит ему тем же.
Источник: https://rabotaman.ru/posts/post/153